Социализация нужна детям. Многие взрослые недовольны тем, как организована наша жизнь, и хотят изменить ее, сделать ее справедливой и гармоничной, чтобы детям не приходилось бороться за счастье. Однако реальность такова, что им приходится приспосабливаться к обществу, а оно далеко от совершенства. Чтобы обеспечить равенство, следует прежде всего восстановить справедливость, а для этого нужно, чтобы представители нового поколения лучше понимали друг друга. Этого нельзя добиться, если взрослые будут глухи к эмоциям детей.
Каждый ребёнок самобытен – и он хочет таковым остаться. Его индивидуальность – на первом месте, а правила вторичны. Только в этом случае речь идёт о любви к детям. Педагог испытывает к ним нежность и привязанность, но это не всегда сопровождается уважением. Потому что, какими бы благими ни казались ученику правила, он с ними зачастую не согласен, думая, что они означают для него что-то ограничивающее. Интуитивно ребёнок понимает, что с ним не считаются. Педагог ощущает одновременно гордость и подспудный стыд за своё мироощущение, в котором не происходит постепенного роста.
Таким образом, учителя подсознательно ощущают правоту детей. И всё-таки даже самобытному человеку интересно сотрудничать с окружающими. Такое сотрудничество необходимо для процветания личности и культуры. Творчество и познавательная активность сами по себе являются выражением воли и сущности. А при плодотворном взаимодействии радость усиливается. Это совсем не просто – не обидеть других, помочь им достичь счастья. И этому нужно учиться. Дело не только во внутренней зрелости, но и в определённых навыках.
Но, сотрудничая с людьми, нужно хорошо обозначать и защищать свои границы. Это важно как условие действительно корректной договорённости. Без развития этой внутренней основы – естественного двигателя человеческих дел – нельзя достичь даже самого простого. Границы – это базовое понятие психологии. Сотрудничество требует постоянного внимания к своему внутреннему равновесию, потому что чем больше искусственных заслонов между людьми, тем слабей и уязвимей настоящие, естественные границы. Итак, социализация – это не только связь с людьми, но и свобода от них. Невозможно построить полноценные отношения с окружающими без какой-либо из этих двух составляющих.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Нормативно-правовые основы деятельности социального педагога в рамках воспитания и социализации учащихся» и курс «Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС». Приятного вам прохождения!