В работе учителя бывают дети, семьи которых попадают в группу риска. Речь идёт о том, что школьник, выросший в неблагополучной семье, может без особого труда заразить своими настроениями другие семьи, живущие в аналогичных условиях. Особенно часто это происходит в случаях, когда социальная среда неблагоприятна для развития человека. Есть целый ряд вполне правдоподобных объяснений такого явления, как поведение, отклоняющееся от нормы. Оно объясняется, например, негативным окружением в детстве.
Что можно противопоставить такого рода проблемам? Нужно создать альтернативную среду, в которой ребёнок способен стать лучше. Я имею в виду место, где он сможет решить все проблемы. От учителя требуется понимание по отношению даже к самым трудным детям. Он не должен становиться ни их кумиром, ни жертвой, должен видеть их слабости и способности, то, что движет ими. Тогда возможны доверительные отношения. Таким образом, мы оказываем огромное влияние на своих учеников. Но быть объектом подобных влияний непросто.
Нужно постоянно помнить, что трудные дети нуждаются в позитивной самооценке. Они нуждаются в поиске новых решений. Надо поощрять участие в игре и творческую деятельность, чтобы показать, что мир взрослых не настолько враждебен. Важно, чтобы дети и взрослые осознавали серьёзность своих действий. Тогда они сделают всё для того, чтобы жизнь была лёгкой и радостной. Но никакие похвалы не заменят участия и сочувствия. Часто ребята переживают эмоциональные трудности. Лучше, чтобы им были понятны причины этих проблем.
Из этого следует, что педагог должен быть хорошим психологом. Это означает, что вы должны иметь широкий кругозор, чтобы понять, что происходит в каждом отдельном случае, хотя он и уникален. Учитель должен быть эмпатичным и в любой ситуации проявлять такт и отзывчивость. В будущем все это может оказаться нужным. Для проблемных детей это порой выглядит иначе: например, о таком учителе будут думать, что он странный (или опасный). Но при уверенном продолжении попыток вы сможете завоевать доверие детей. Таковы принципы, которыми руководствуются психологи, преподаватели и воспитатели. Это позволяет надеяться на успешное решение самых серьёзных проблем, хотя порой задуманное невозможно осуществить в полной мере. Однако эти методы все равно являются лучшими для всех, кто стремится использовать обучающую систему на практике.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Теория и методика работы с детьми, семьями группы социального риска» и курс «Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС». Приятного вам прохождения!