Предлагаем вашему вниманию тест «Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО. Психология дошкольника», а также полный курс «Организация воспитательного процесса детей дошкольного возраста с учетом реализации ФГОС ДО».
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
Эмма Апричард в своей статье «Ребёнок как бытие и становление: дети, детство и темпоральность» пишет:
«Вкратце, с точки зрения «бытия», ребенок рассматривается как социальный субъект в его собственном праве, который активно конструирует свое собственное «детство» и у которого есть взгляды и опыт, касающиеся того, каково быть ребенком; с точки зрения «становления», ребенок рассматривается как «взрослый в процессе становления», и ему не хватает универсальных навыков и особенностей «взрослого», которым он станет <…>. Следовательно, восприятие ребенка как человеческого «бытия» или человеческого «становления» имеет тенденцию включать противоречивые подходы к тому, что значит быть ребенком. Напротив, я утверждаю, что ни один подход сам по себе не является удовлетворительным, но что они могут использоваться вместе как взаимодополняющие. В построении детского дискурса «становления» есть две основные проблемы. Во-первых, он явно ориентирован на будущее. Это неизбежно возлагает бремя важности на то, кем будет ребенок, а не на то, кем он является. Ребенок рассматривается как «будущий взрослый», а не как «юный человек» в своем собственном праве. Это предположение является вероятностным, потому что временная направленность неизбежно заставляет нас пренебрегать или отвергать сегодняшние реалии жизни ребенка. Однако то, как мы концептуализируем что-то в будущем, может влиять на то, как мы концептуализируем это в настоящем. Более того, хотя наше предвосхищение будущего может влиять на то, как мы концептуализируем что-то в настоящем, наши предвосхищения могут быть ошибочными (Дэвис, 1985). Поэтому строить наши представления о том, что такое ребенок, в первую очередь на том, каким он будет, проблематично, даже если мы признаем, что будущее имеет значение.
Второй вопрос, вытекающий из первого, заключается в том, что поднимаются серьезные вопросы, связанные с «компетентностью», а именно – взрослые компетентны, а дети – нет. С точки зрения «становления», как пишет Юнг ((1990), стр. 41), ребенок развивается от уязвимости к искушенности, от раннего отсутствия навыков к более позднему обретению возможностей. Эта перспектива подразумевает не только то, что «компетентность» – это свойство, которое приобретается ближе к «взрослости», но и то, что компетентность обязательно (и только) является характеристикой взрослого, т. е. такой, которой дети не могут обладать. Подобная трактовка понятия «компетентность» беспокоит не только детей, которые, казалось бы, ни в чем не могут быть компетентны, но и взрослых, которые, по-видимому, компетентны во всем!»