Люди по-разному представляют себе безопасность. Кто-то нуждается в абсолютной защищённости, а кому-то необходим риск, иначе становится скучно. Большинству всё-таки становится не по себе от мысли, что они могут оказаться в эпицентре непредвиденных событий. Возникает чувство паники, особенно если вокруг так много людей, в чьей защите человек уже не уверен. Это вызывает очень сильную эмоциональную реакцию. Если у вас таких чувств не будет, вам действительно будет казаться, что с вами ничего плохого не может произойти. Но и то, и то одинаково губительно.
В чрезвычайной ситуации нужен самоконтроль. Разумно реагируют только уравновешенные натуры. Опасно, когда тревога начинает нарастать слишком быстро. Наступает пора, когда надо временно успокоиться и переключиться на конструктивные мысли. Подобному владению собой нужно учить ребят. У них богатая фантазия, и они иногда могут поддаться эмоциям. Дети бывают очень чувствительны и могут, не подумав, сделать то, что вовсе не собирались. Это опасно, потому что затормозить ход последствий бывает нелегко. Поэтому это нужно обязательно контролировать себя.
Но эмоции - только один аспект безопасности, а ведь ещё нужно рассказать и на практике показать детям конкретные методы выхода из чрезвычайных ситуаций. И также следует объяснить, какие меры безопасности следует принимать, чтобы серьёзные проблемы не возникали. Иногда предотвратить несчастный случай гораздо проще, чем иметь дело с последствиями. Для закрепления должно быть сделано не меньше нескольких повторений пройденной темы. Один раз - в формате лекции, затем – в виде теста или игры.
ОБЖ – это предмет, который одинаково важен как для технарей, так и для гуманитариев. Он не имеет никакого отношения к тому, чем ребята будут заниматься в профессиональной деятельности, но от этого не менее значим. У каждой проблемы должно быть самое простое и логичное решение. Это относится и к вопросам безопасности. Но можно бесконечно думать над простыми способами, однако никто не может представить ситуацию заранее в мельчайших подробностях. Поэтому нужно вырабатывать универсальные навыки, которые можно применить в разных случаях. Они требуют самого тщательного изучения, так как нужно понимать, как та или иная конкретная ситуация отличается от других. Нужна предварительная проработка мелочей, которые позволяют ощутить общее направление ситуации. Это и поможет выбрать тактику поведения, чтобы спастись.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Контроль достижений учащихся по дисциплине «ОБЖ»» и курс «Педагогика и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности». Приятного вам прохождения!