Каждый участник образовательного процесса обладает своими в точности определёнными правами. Они различаются формой проявления, но, безусловно, в основе отношений педагогов и детей лежит равенство. А раз так, то любому ребенку следует осознать своё неотъемлемое право на свободу мысли, ибо свободному и умному ребёнку все трудные задачи по силам. Кроме того, подлинно цивилизованный педагог не имеет права навязывать свою волю детям, потому что для культурного человека это неприемлемо. Это отняло бы у него «почётное право» учителя – право на доверие учеников.
Тот же принцип касается и родителей. Только уважительное отношение к детям способно принести позитивные плоды. Если мы чувствуем себя недостаточно искренними по отношению к нашим детям, это плохой пример для них. Но ещё хуже, когда мы слишком стесняемся показать им свои добрые намерения. У них возникает чувство, что мы выглядим перед ними чрезмерно застенчивыми, а то и чёрствыми. Но всё это иллюзии, потому что тот, кто желает добра своим детям, не нуждается в строгом тоне, чтобы сделать их жизнь лучше. Итак, нужно постоянно проявлять к ребятам внимание и сердечность.
Ещё более сложны отношения родителей и педагогов. Влияние родителей на детей можно назвать более серьёзным, чем пример учителей. Но самые родные люди редко проявляют осознанность в этом влиянии. Часто оно ограничено требованиями «воспитания». Люди не представляют, насколько тяжёлые чувства могут вызывать у детей их поступки и слова родных. Учителю необходимо мягко воздействовать на родителей – безусловно, тоже с позиций равенства. Педагогический подход к детям направлен на понимание их мыслей, чувств и желаний. И родители нередко должны помогать педагогическому воздействию, меняя свой образ действий.
На общих мероприятиях дети, родители и учителя присутствуют одновременно. Это хороший способ укрепить отношения: общая радость, атмосфера игры и праздника. Во время совместного исполнения музыки члены семьи могут отдохнуть душой. Дети танцуют под современные композиции, а члены семьи исполняют медленные танцы или музыку XIX века. Каждому поколению есть чем поделиться. Иногда взрослым бывает сложно найти время для того, чтобы побыть вместе с ребятами. Но, как правило, такая возможность всё равно бывает – хотя бы иногда. Такие события укрепляют веру детей в то, что у них есть по-настоящему близкие люди.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Правовое регулирование образовательной деятельности» и курс «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации». Приятного вам прохождения.