Краски в живописи такие разные. Они передают всю гамму чувств: от щемящей тоски до крылатой радости. Это интуитивно понятно нам, когда мы смотрим на картину. Но гораздо более многогранный мир открывается тому, кто смог изучить значение цвета в живописи. Это помогает увидеть мысль художника в неожиданном ракурсе, в каком он и сам не смог бы выразить её словами, а только показал нам в своём творении. Он мог выбирать те или иные краски подсознательно, руководствуясь творческим чутьём. Однако цвета от этого не утрачивают своего скрытого смысла.
Можно сказать, что за счёт подобного эффекта полотно приобретает динамичность. Пусть изображение не движется, но зато движутся чувства его творца. И нам передаются эти эмоции, мы переходим в иное состояние. Можно сказать, что у фотографии есть те же свойства. Но там выбор цвета, во многом, продиктован освещением, а значит, рациональным выбором. Здесь же возможны более спонтанные и стихийные вариации.
Мастерство живописца как раз и состоит в том, чтобы, владея инструментами, всё же целиком отдаваться вдохновению. Рациональное начало присутствует, однако на втором плане. И оно не может быть решающим. Художник ощущает реальность, он видит её неким внутренним зрением – и передаёт это на картине. Можно сказать, что при восприятии его творения нам тоже важно быть более чувствующими, чем думающими. И всё же информация будет полезна: она дополнит то озарение, которое на нас снизойдёт.
Мы предлагаем вашему вниманию тест «Цветоведение и значение цвета в изобразительном искусстве». Он предназначен для того, чтобы проверить компетенции педагога, но также может быть использован как игровой обучающий элемент. Вы можете применять его на своё усмотрение. Если же вы пожелаете пройти полный курс, то он также выложен на сайте и называется «Преподавание изобразительного искусства».
Живопись – это необычное сочетание осознанного и подсознательного. Если мы знаем скрытые настроения художника, то можем лучше понять его личность. Каким он был, что волновало живописца, каковы были его стремления? Иногда цветоведение может сказать об этом больше, нежели самая подробная биография. Нужно показать ребятам этот метод трактовки произведений, чтобы каждый из них мог понять полотно не только как юный искусствовед, но и как, вероятно, будущий психолог. Такие навыки пригодятся детям в дальнейшей жизни: понимать других людей – особое мастерство.