В развитии любых детей считается важным такой аспект, как социализация. В сознании малыша должны формироваться мотивы, составляющие базу его личности, в основе которой – успешность выполнения любой его деятельности и уважение к другим людям. Все эти мотивы непосредственно связаны с его возрастом, и только после того, как они сформированы, ему начинают прививаться первые социальные навыки и качества. Сегодня этому процессу в начальной школе уделяют все меньше и меньше внимания. Специфическим видом деятельности ребенка становится сбор и анализ материальной и духовной информации.
Причина в том, что с каждым новым поколением усиливается тенденция: дети не подстраиваются под социум, а, напротив, стремятся повлиять на него, внести множество изменений. Причём они этого даже не осознают. Они просто стремятся изменить то, что видят вокруг себя, опираясь на собственные представления. В чём особенность детских фантазий? Их импульс очень мощный, за ним не поспеть взрослому, его не остановить. Это сила. Она направлена не столько в будущее, сколько непосредственно на настоящее. Ребенок, делясь своим знанием с другими, не просто расширяет мир – он как бы создаёт другой мир, где он хозяин. Иными словами, дети управляют многими процессами, происходящими в обществе.
Педагогу с такими ребятами работать сложно, но интересно. Способности учеников бросают ему вызов: если ученики способны менять мир уже с малых лет, то он тоже задумывается о том, какую реальность хотел бы видеть вокруг себя. Может быть, он даже не знает, чего хочет на самом деле. Он просто чувствует, что такое жить по-настоящему, прямо сейчас, не пытаясь притворяться и носить маску. И в результате рано или поздно начинают происходить удивительные вещи. Но до этого была вся его прежняя жизнь. В ней не было ничего необычного и таинственного. Поэтому учителя порой благодарны своим ученикам за повод внутренне проснуться.
Чтобы поспеть за ребятами, учитель должен быть вечно юным. Обычный взрослый человек постоянно находится под гнетом множества жизненных проблем, и поэтому он замыкается в себе, становится для всех чужим. Но педагог не может себе такого позволить. Он должен видеть рядом с собой счастливых детей и не уставать заботиться. Поэтому постоянное развитие – главная работа учителя. Именно оно делает его жизнь стоящей. Если же педагог попытается вписаться в привычную жизнь, он быстро растеряет свои педагогические навыки. Таким образом, идеальный современный учитель – тот, кто сохранил ребёнка в душе.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Воспитание и социализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья» и курс «Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС». Приятного вам прохождения!