Компетентный педагог обладает качествами, позволяющими ему систематически решать проблемы в своей работе – и решать их успешно. То есть у его учеников достаточно высокие показатели в учёбе, а также уверенное понимание тех моральных вопросов, которые важны для детей их возраста. Однако хорошо известно, что если кто-то из ребят плохо учится или совершает ошибки в моральном выборе, это ещё не означает некомпетентность педагога. Главное, чтобы в целом была ярко выраженная позитивная тенденция.
Учительская компетентность содержит три составляющих – теоретическую, практическую и личностную. Часть компетенций педагог получает ещё в процессе образования, но некоторыми умениями начинает владеть только в процессе многолетней работы. Это нормально, так как практическая составляющая преподавания очень сложна, полна тонкостей. Однако ценностно-смысловыми компетенциями (теми, которые связаны с личными нормами и устремлениями педагога) можно обладать уже в самом начале своей карьеры.
В настоящий момент в российской школе – кризис педагогической компетентности. В полной мере стал действовать профстандарт педагога, а также к учителям предъявляют новые требования. Теперь преподаватели должны на высоком уровне владеть компьютерной техникой. И необходимо, чтобы они умели организовывать проектную работу детей. Последнее обусловлено тем, что ребята сейчас учатся с акцентом на практическое применение полученных знаний.
Тест «Психология: теория и методика преподавания в образовательной организации. Профессиональная компетентность педагога» разработан для того, чтобы каждый гость нашего портала мог проверить свои познания в этой области. Безусловно, мы проверяем только теорию, тогда как её практическое воплощение – в руках педагога. На портале также представлен курс «Психология: теория и методика преподавания в образовательной организации». Его структура максимально адаптирована для наиболее успешного усвоения тем.
Если на первоначальном уровне будущий педагог в процессе обучения своей профессии познаёт её азы, то на базовом – учитель начинает работать и видеть связь теории и практики. Но затем наступает новый этап – послебазовый, когда он совершенствует свои знания и умения. Как мы видим, в саморазвитии педагога нет остановок. Компетентность – это качество, над которым он работает всю жизнь.