Психодиагностика важна для жизни школы или детского сада, потому что помогает вовремя выявить способности ребят или, напротив, их проблемы. Более того, можно довольно уверенно определить количество и качество этих характеристик, что позволяет прогнозировать, как дети будут развиваться дальше. Исходя из понимания трудностей, педагог-психолог может наметить коррекционную работу. Это даст возможность ребёнку жить более полноценной жизнью в дальнейшем.
В психодиагностике существуют не только формализованные методики – такие как опросы или тесты. Есть также методики малоформализованные. Это наблюдение, беседа и изучение продуктов деятельности (например, творчества). Таким образом, можно понять ребёнка не только как элемент социума, но и как индивидуальность, яркую личность. А это очень важно для живого и искреннего общения педагога с воспитанником или учеником, для поиска общего языка детей и взрослых.
Опытным педагогам-психологам хорошо известно, что нужно очень внимательно выбирать методику для диагностики. Нельзя пользоваться теми способами изучения, которые не прошли проверку временем. Однако наука не стоит на месте, и приходится всё-таки пробовать новые методы. Важно, чтобы они были предложены действительно сильными исследователями, которые смогли доказать полезность своего изобретения.
Тест «Практика проведения диагностики в образовательном процессе» нацелен на разумное применение полученных знаний. Это не только проверка, но и способ вспомнить и подытожить свой опыт. Такие моменты осознания крайне важны в работе педагога, ведь он опирается не только на мнение коллег, но и на собственные наработки. В открытом доступе выложен также курс «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе».
Вот приблизительные критерии, по которым можно выбирать методики для точной психодиагностики. Во-первых, необходимо рассмотреть для себя как возможности, так и ограничения методики, то есть заранее предугадать, в чём результаты могут быть неточными. Во-вторых, следует обращать внимание, насколько подробно описан данный способ, хорошо ли он проработан. В-третьих, нужно выяснить, прошла ли методика психометрическую проверку. От результатов психодиагностики зависит не только работа учителей, но и счастье учеников.