Когда учитель планирует учебный процесс, то приходится заранее продумывать многие аспекты. От тщательно проработанного проекта зависит каждый последующий урок. Однако дети непредсказуемы, и это самое прекрасное в педагогике. Ни один план не способен описать все те искренние реакции, которые им свойственны. Вероятно, лучшей идеей было бы наметить импровизацию и не пытаться заранее определить её результат.
В данном случае компетентность преподавателя будет заключаться именно в том, что он понимает, как устроена реальность. Предпочтителен проект, где обозначены опорные пункты, но не задано, к какому итогу предстоит прийти. А далее можно опираться на свой опыт, чтобы воплотить этот план, чутко реагируя на те или иные детские эмоции и мысли. В противном случае учителя, скорее всего, ждёт разочарование, потому что жизненные ситуации покажут несостоятельность его схемы.
Есть и другая опасность: преподаватель может впасть в самообман, полагая, что план выполнен. И, празднуя педагогическую победу, способен просто не заметить, какими проблемами его образ действий обернулся для ребёнка. В столь раннем возрасте легко получить психологическую травму, и учителю важно всячески избегать этого. Но подобное возможно только в том случае, если он воспринимает настоящую жизнь, как она есть, а не следит за выполнением очередного запланированного пункта.
Тест «Проектирование образовательного процесса как основа формирования психолого-педагогической компетентности педагога» – это небольшая проверка, которая покажет, хорошо ли вы знакомы с данной темой. При выявлении пробелов вы, вероятно, захотите их нейтрализовать. Для этого у нас на портале открыт доступ к курсу «Психолого-педагогическая компетентность педагога». Это набор методических материалов и коротких эффективных тестов. Мы надеемся, что программа поможет вам расставить приоритеты в своей работе.
Гибкий подход к педагогическому проектированию – это сложный экзамен для учителя. Гораздо проще быть последовательным, чем искать выход из каждой новой ситуации, всерьёз размышляя над ней. Иногда реальность даже не оставляет места для раздумий – нужно реагировать. Преподаватель, который знает это, может составить гораздо более реалистичный образовательный проект, а затем воплотить его в жизнь.