Работать с детьми очень сложно. И не только в силу их психологических особенностей, и но и потому, что в процессе обучения отзываются собственные эмоциональные проблемы. Могут проявляться комплексы, какое-либо неприятие или страх. Все вероятные слабые места становятся особенно уязвимыми. Ведь работа учителя подразумевает эмпатию и постоянное решение сложных моральных дилемм. Даже человек с достаточной моральной подготовленностью будет сталкиваться с трудностями.
К сожалению, пока что мы живём в атмосфере, которую сложно назвать благоприятной. Можно назвать наше время «веком фрустрации». Люди вынуждены не быть собой. Это главная «болезнь» эпохи. Прогресс заставил общество уплотниться, и часто мы взаимодействуем без желания и потребности – просто в силу обязательств. Кроме того, постоянная спешка не оставляет никакого места для самоанализа, для погружения в собственное сознание и подсознание.
Но разве педагог может быть психологически непроработанным? Ведь в этом случае он будет транслировать свои проблемы детям. И это может стать для них образцом нормы. Поэтому необходима постоянная работа со своим внутренним миром. Нужно бережно залечивать травмы, внимательно относиться к эмоциям и разрешать себе желания. В противном случае «броня долга» может погубить живую личность педагога. Но именно она – его индивидуальность – способна быть главным его инструментом работы. Не говоря уже о том, что каждый преподаватель заслуживает право на счастье. И потому он должен обладать навыками решения своих проблем, чтобы избежать негативных последствий профдеформации.
Тест «Психолого-педагогические технологии формирования аутопсихологической компетентности педагога» поможет вам проверить, хорошо ли эта тематика вам знакома. Вероятно, информация частично забылась. В таком случае вы можете повторить её самостоятельно – или записаться на курс «Психолого-педагогическая компетентность педагога». Многое в процессе изучения станет на свои места. И проблемы будут решаться гораздо более эффективно.
Быть счастливым человеком – не только право, но и обязанность педагога. Нужно показать детям пример полноценной и радостной самореализации. Тогда у них будет опора. В начале своего пути в социуме они столкнутся с закономерными сложностями. В этот момент воспоминание о педагоге как о примере поддержит ребят на пути становления. И можно будет говорить об их успешном дальнейшем развитии.