Самоуправление в классе – это свобода, которая так нужна детям. Когда вы научите детей правильно распределять власть, вы оставите им возможность развивать свою креативность, которая так нужна в жизни. Те ребята, которые покажут прекрасные результаты, пойдут дальше в своей учебе и карьере. Можно назвать этот опыт бесценным. Он поможет вам сделать больше для своих учеников, а класс может стать по-настоящему дружным. В конце концов, именно команда способна в некоторых случаях принести больше пользы. Но для того, чтобы дети сами во всем разобрались, было бы неплохо рассказать им обо всем в классе. Некоторый инструктаж необходим.
Однако возникает ещё один вопрос: готовы ли дети проявить чуткость? Это краеугольный вопрос, связанный с оборотной стороной любой власти. Самоуправление – некоторое искушение пренебречь чувствами других ребят. Некоторые дети склонны играть и манипулировать другими, и порой ему удаётся навязать игру тому, кто слабее. Чтобы этого не произошло, нужно заранее готовить учеников, решая личностные проблемы задолго до того, как дать ребятам возможность управлять классом. Если они испытывают недостаток сочувствия к окружающим, им в общении следует обеспечить серьёзные изменения, прибегая к таким методикам, как личный пример и позитивный опыт обмена эмоциями.
Бывает, что проблема не в личности ребёнка. Просто некоторые дети копируют взрослую ответственность, которую они привыкли наблюдать. Как мы знаем, для социума характерно пренебрежение чувствами. Стоит только появиться конфликтам, и мы начинаем говорить о том, как ребёнок их создал и как его перевоспитать. Однако он далеко не всегда виноват. Нельзя с уверенностью сказать, что дети копируют взрослых в полной мере, однако они в значительной степени ориентируются на средства массовой информации. Как следствие, возникает множество проблем, которые связаны с подражанием.
Хотелось бы, чтобы дети разрешили себе строить социальные отношения иначе, чем старшее поколение. Тогда они смогли бы создать принципиально иную модель власти. Если эта модель и кажется слишком искусственной для их времени, то её можно реализовать во взрослой жизни несколько позже – в том случае, когда она на самом деле работает. То, что сегодня кажется наивным, завтра может оказаться вполне естественным. Говорят, что лучшее в этом мире приходит к людям после многолетних мучений. Однако было бы прекрасно, если бы наши ученики были лишены многих проблем, свойственных современным взрослым.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы. Формы самоуправления в образовательной организации» и курс «Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы». Приятного вам прохождения!