Традиции гуманистического менеджмента, к сожалению, в настоящее время практически забыты. Хотя причина заключается не только в том, что к этим понятиям уже успели привыкнуть. Со временем в силу множества естественных причин меняется многое, что прежде считалось вполне приемлемым и разумным. Сейчас на первый план вышла конкуренция между школами. Старые принципы стали казаться неверными и даже глупыми. Однако это несправедливо: у гуманистического направления менеджмента – огромный потенциал. Поэтому нам следует разработать подходы, способных обеспечить гибкость в условиях развивающегося рынка.
Для современного мира характерна иллюзия, будто человек при мягком отношении к нему теряет эффективность в труде. Проще говоря, он чувствует, что делает что-то лучше других и затрачивает меньше ресурсов, а на самом деле работает хуже. Прогресс, в котором живет современное человечество, создаёт больше возможностей для проявления пассивности и лени, чем для интенсивной умственной деятельности. И в этом руководители видят опасность для дисциплины. Они рассматривают даже самые сложные и необычные виды работы как стимул к добровольной инициативе, но при этом жёстко требуют, чтобы все делалось максимально быстро и качественно. И в этом заключается основная их ошибка.
На самом деле есть способ гораздо лучше: можно назвать его правилом обоюдных уступок. Нужно последовательно делать шаги навстречу интересам сотрудника – и показывать при этом, что вам нужен ответный шаг с его стороны. Это самый мудрый путь. Он позволяет увидеть, как можно предложить сотрудничество гораздо проще и эффективнее, нежели требованиями и штрафами. Главное, чтобы сотрудник понимал, чего вы ожидаете, а тем временем вы проявляли бы вежливость и справедливость. Такое отношение вдохновляет на увлечённый труд. Вы будете удивлены, насколько большую пользу может принести подобный подход.
Затем ваши отношения с сотрудниками выйдут на новый виток. Взаимные уступки перестанут быть правилом: они будут живой тканью естественного общения. А по мере роста взаимных симпатий и внимания, на которые вам будут отвечать, между начальником и подчинёнными возникнет молчаливое и даже, можно сказать, мощное чувство, что вы коллеги. На работе у вас наступит абсолютная гармония, что приведет к улучшению обстановки на всех уровнях – вплоть до того, что в большинстве своих начинаний вы будете с уверенностью опираться на коллектив. Это лучшее сотрудничество, которое можно себе представить.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Руководство и управление образовательной организацией. Оценка аттестации персонала» и курс «Руководство и управление образовательной организацией». Приятного вам прохождения!