Управлять персоналом любой организации сложно: приходится учитывать как вопросы выгоды, так и индивидуальность каждого сотрудника. Иногда между этими двумя факторами возникает противоречие. Это несоответствие влечет за собой различные проблемы. Например, бывает, что психологический портрет сотрудника не подходит руководителю, но это может оказаться лишь поверхностным впечатлением. Поэтому очень полезно общаться с трудовым коллективом: видеть, какие ценности являются общими для педагогов, и пытаться помочь им в решении различных проблем.
Можно сказать даже больше: именно учителя и управляют жизнью школы – в большей степени, нежели директор. Это необходимо принять. Однако без определенных методик в таких случаях не обойтись. Они вырабатываются в процессе учебно-воспитательной работы. Здесь мы не будем углубляться в теоретические основы педагогики, а просто проследим ее влияние на организационные вопросы. Мудрый руководитель понимает, что никто лучше учителей не понимает образовательный процесс, ведь они видят его изнутри каждый день – и в то же время занимаются стратегическим планированием.
Главное, что может сделать директор, – это выстроить отношения с учителями с позиций равноправного сотрудничества. Проникаясь доверием к своим коллегам, он сумеет укрепить в них самоуважение, уверенность в своих силах и в том, что их труд по-настоящему нужен в мире. Необходимо, чтобы каждый мог свободно выражать свое мнение по рабочим вопросам. Эта важная задача становится особенно актуальной, если директор хочет влиять на образовательный процесс. Чтобы выдержать конкуренцию с неформальными лидерами коллектива, он должен уметь быть ненавязчивым, понимающим.
Но для примирения всех интересов нужно, чтобы сотрудники также были разумными и обладали высокой культурой. Таким образом, многое зависит от того, кого именно руководитель возьмёт на работу. Хороший специалист, безусловно, не только будет полезен, но и создаст много проблем руководству, потому что станет рефлексировать и искать пути к совершенству. Но именно в этом его достоинство – искренняя инициативность. Кроме того, новый талантливый сотрудник непременно принесёт с собой инновации и укрепит авторитет школы среди других учебных заведений. Она будет постоянно меняться в лучшую сторону – и о таких сложностях можно только мечтать.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Руководство и управление образовательной организацией. Управление персоналом в образовательной организации» и курс «Руководство и управление образовательной организацией». Приятного вам прохождения!