Когда говорят о культуре речи, то подразумевают способность выражать свою мысль грамотно и красиво. Также имеют в виду способность эмоционально воздействовать на аудиторию. Для культурной речи мало знать нормы языка: нужно подбирать выражения согласно ситуации. Контекст играет здесь главную роль. Подобное чувство уместности или неуместности определённых слов развивается в детстве. В этом могут помочь педагоги. Важно, чтобы класс в целом был культурным, и дети испытывали радость, общаясь культурно между собой.
Речь должна быть точной и понятной. Она должна передавать адресату необходимую информацию. Также важные свойства – богатство и разнообразие языка. Можно порой видеть обеднение лексикона у молодёжи, когда словарный запас сводится к сленгу. Чтобы этого не происходило, нужно дать ребятам повод для изучения литературной речи. В подобных целях можно организовывать постановки или конкурсы чтения стихов.
Нужно, чтобы дети умело использовали фразеологизмы, тропы и крылатые выражения. Особенно важно при этом верное понимание смысла. Бывает, что даже взрослые люди употребляют игру слов, не зная её сути. Из-за этого может возникать комический эффект, а порой – опасные ошибки в понимании друг друга. Владение выразительными средствами важно и в ораторском искусстве, которое сейчас популярно в деловой сфере.
Тест «Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания. Общение и культура речи: качество и нормы» помогает расставить для себя акценты в данной теме. Эта форма проверки может быть использована для повторения основных понятий и терминов. Также доступен полный курс «Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания». Он построен с учётом требований к современному учителю русского языка и литературы.
Важно, чтобы ребята хорошо владели всеми стилями речи и применяли их в соответствующих ситуациях. Иногда уместен деловой стиль, в некоторых случаях допустим только научный, но нельзя также забывать об уютной простоте разговорного стиля и о высокой красоте художественного. Каждый из них пригождается в жизни, каждый ценен, и показать это детям – главная задача педагога. Даже если ваш предмет не связан с русским языком и литературой, вы можете стать для ребят образцом культурной речи. Их вдохновит положительный пример, а общение с другими хорошими учителями усилит этот эффект.