Каждый из языков мира развивался постепенно. И самая забавная особенность этого развития состоит в том, что структура речи менялась, а значит, вчерашние правила становились грубой ошибкой. Понимание изменений помогает видеть, насколько условны правила, но также и способствует их выполнению. Если нормы языка условны, значит, их смысл социальный. То есть на ученика уже не будет давить мнимая абсолютность правил. Они являются просто хорошим способом общаться.
Но почему в таком случае не общаться на уровне односложных слов, которые мы используем в интернет-чатах? Это придётся объяснить некоторым ребятам. Однако нравоучения вряд ли помогут. Нужно показать на примере литературных героев, как красиво можно говорить. А заодно посмеяться вместе с детьми над Эллочкой-Людоедкой. Тогда многое станет на свои места. И дети смогут в неформальном общении с долей иронии использовать сленг, а в серьёзной жизненной ситуации (на работе, при гостях) говорить более культурно.
Речь действительно обусловлена ситуативно. И у каждого из её видов (даже у сленга) – свои закономерности. У неё есть структура, и необходимо на забавных примерах продемонстрировать это. Даже в разговорах Тофслы и Вифслы есть своё правило (хотя всего лишь одно). Можно также сделать небольшой экскурс в другие языки. Дети увидят, как разнообразна лингвистика. И тогда правила родного языка станет легче учитывать, это будет уже не обузой, а чем-то, что связано с высокой самооценкой. Ваши ученики смогут блеснуть своими знаниями перед другими, ощутить себя интеллектуалами.
Тест «Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания. Развитие русского языка и его роль в современном образовании» поможет вам проверить, хорошо ли вы помните теорию. Если некоторые вопросы вызвали затруднение, всегда можно наверстать упущенное, перечитав учебную литературу. А для полноценного погружения в данную тему предлагаем курс «Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания». Он разработан с пониманием современных реалий, и вы легко сможете использовать эти наработки на уроках.
Разговаривать – значит, в первую очередь, общаться. Социальные порядки существуют, и это некоторая данность. Но можно понимать друг друга в обход правил. Однако для этого нужно правила знать. Вот почему знания о развитии языка так ценны. Они показывают нам игру общества во всей её иллюзорности.