Язык можно представить как систему. Он устроен иерархически, и можно чётко выделить разные части, из которых состоит целое. Однако дети не анализируют – они воспринимают язык интуитивно. Для них нет этих составляющих. И, вероятно, это к лучшему, потому что живое восприятие родной речи более естественно. Безусловно, в учебнике русского языка ребята видят разделы и параграфы, но вряд ли придают им особое значение.
Между тем то, как устроена языковая система, ставит перед педагогом парадоксальные задачи. Разные уровни системы меняются с различной скоростью. Например, морфология довольно стабильна, тогда как лексика стремительно развивается. Это приводит к конфликту между поколениями, поскольку молодёжь говорит по-другому, вызывая неприязненные чувства у старших. Изменения в языке не успевают уравновеситься, и возникает немало слов и выражений, которые, будучи цензурными, всё-таки кажутся зрелым и пожилым людям недостаточно культурными.
То есть в работе педагога возникает следующая цель: нужно уравновесить теорию и практику. Если первая является более формализованной, то вторая абсолютно хаотична. Учитель должен хорошо представлять, на каком языке говорит молодёжь, какие события приводят к возникновению новых слов (например, когда определённые видео становятся мемами). Иногда это просто кратковременная мода, но бывает, что случайная игра слов закрепляется в языке.
Тест «Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания. Сведения о языковой системе и языковые нормы русского языка» предназначен для того, чтобы преподаватели смогли дополнительно проверить себя. Это легко: тестирование короткое, на него потребуется не более 20 минут, между тем высокий балл можно отобразить в дипломе, что полезно для карьеры. На портале также выложен полный курс «Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания».
Дети хорошо знают новые тенденции в языке, но им нужен и культурный багаж, чтобы применять эти знания. Как уже говорилось, для ребят важна естественность восприятия. Поэтому можно рекомендовать погружение в благородную культурную атмосферу. Это может быть качественная современная литература, также педагоги смотрят с детьми спектакли и фильмы, заранее выбирая те, где речь могла бы служить образцом для людей нашего времени. Благодаря позитивному примеру дети научатся говорить культурно.