Помогая детям в старших классах готовиться к изложению, учителю нужно обратить внимание, достаточно ли навыков в этой области ребята наработали в прошлые годы обучения. Если такого опыта нет или он довольно незначительный, потребуется больше усилий, чтобы компенсировать пробелы. Ведь подготовкой к изложению следует заниматься с начальной школы. Однако у ребят могло не быть в то время достаточно компетентного учителя – либо мог возникнуть перерыв уже в средней школе в процессе обучения – по тем же причинам или в силу проблем со здоровьем.
Чтобы научить детей писать изложение, нужно сперва показать им на практике, как пересказать прочитанный текст. Это гораздо проще, между тем вырабатывается привычка к пристальному вниманию. Для упрощения задачи текст можно пересказывать по частям. Вероятно, ученики будут стесняться, что для старшеклассников такие задания слишком детские. Чтобы они не задумывались об этом, нужно обыграть задание по пересказу. Пусть в нём будет элемент соревнования, например.
Работа над изложением происходит в сжатые сроки, и не любой ребёнок успеет выполнить задание, если не поработает над своей скоростью заранее. Для этого желательно научить детей разбивать работу на этапы – и на каждый этап давать себе какое-то количество минут. Такая практика дисциплинирует, и вы можете быть уверены, что ученики заблаговременно задумаются над тем, насколько они укладываются в заданное время.
Тест «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации. Методика подготовки учителя к написанию итогового сочинения (изложения) в 10-11 классах» разработан опытными методистами. Он предназначен для краткой проверки. Чтобы более точно убедиться в своих познаниях, стоит пройти тесты на разные темы, связанные между собой (все они бесплатны). Также, вероятно, имеет смысл записаться на курс «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации».
Помимо тренировки перед самим изложением текста, желательно работать над грамотностью учащихся. Для этого рекомендуется повторение правил в тесной связи с практическими примерами. Такая всесторонняя подготовка способна дать ребятам многое – и речь не только о высокой оценке за изложение. Эти умения пригодятся им при написании учебных работ по другим предметам, а также для более здравого и структурированного мышления.