Иногда у ваших учеников может возникать вопрос: зачем нужно знать системы русского языка, если достаточно просто писать грамотно? Часто подобное спрашивают дети постарше, однако сейчас мы поговорим о том, как рассказать об этой структуре ребятам в начальных классах. Они пока что достаточно открыты к тому порядку, который устанавливает педагог. Вероятно, они не спросят «зачем», а просто примут ваш план уроков как данность.
Но интересно было бы всё-таки понять (самому учителю), является ли это насущной необходимостью. Дети в наше время и так довольно серьёзно перегружены информацией. Школьная программа уплотнилась, потому что человечество успело накопить больше знаний. Стоит ли в этой ситуации «раскладывать по полочкам» законы русской речи, тогда как на самом деле они усваиваются на интуитивном уровне?
Наверно, вы замечали в своей практике, что тот или иной ребёнок иногда пишет неправильно, сколько бы раз он ни повторял теорию. Он может даже многократно проговорить правило вслух, однако применить его не может. Что уж говорить о более далёких от практики знаний – таких, как системы русского языка? И всё-таки единого мнения нет. Есть педагоги, которые уверены, что изучение этих систем в начальной школе поможет в понимании всех последующих разделов и тем.
Тест «Обучение грамоте и системы русского языка» – эффективный способ проверить, хорошо ли вы помните структуру нашей родной речи. Это необходимо самому педагогу для более уверенного построения программы. Для желающих на нашем портале размещён курс «Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования». Он нацелен на всестороннее понимание и размышление, для которого учебные материалы станут лишь поводом.
Грамотность – это всё-таки практический вопрос. И большинство ребят не помнят уже к 8 классу то, что было в начальной школе. Однако изучение разделов русского языка поможет младшим школьникам усвоить УУД, связанные со структурированием любого материала. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что дети в таком возрасте запомнят какие-либо частности. Зато их логическое мышление получит пищу и тренировку. Между тем настоящую грамотность можно получить только через любовь к чтению. Именно потому так важно обучать литературному чтению тактично, заинтересовывая детей и помогая им полюбить книги.