Эмоции – это особый мир. Они дарят нам свою силу и освобождают нас от оков условностей. Чем больше мы им доверяем, тем более счастливыми и свободными себя ощущаем. Любовь и доверие дают человеку максимальную возможность оставаться живым, осознавать себя и раскрывать в себе мир. Мы не должны использовать эту возможность во вред друг другу. Именно поэтому в социуме принято так жёстко контролировать эмоции. В их власти разрушить любые наши планы, нашу суть и даже саму жизнь.
Но, вместе с тем, путь ограничения ошибочен. Разрушительными наши чувства становятся именно тогда, когда мы не принимаем и отрицаем их. Неспособность принять то, что переживаешь в данный момент, ведёт к внутренним проблемам и даже к болезням. Почему жизнь устроена так, что одна сторона наших чувств, которые мы привыкли подавлять, скрывается под маской, а другая проявлена напоказ? Потому что мы не способны превратить негативные переживания в своё лекарство. Нужно помнить, что любые эмоции естественны. В них нет ничего неожиданного или угрожающего нам.
В нашей культуре существует негласный запрет на живые эмоции. Никто не знает, что означает «испытать подлинное счастье». Оно никогда не бывает естественным. Его нельзя просто получить, сделать – его нельзя создать. Мы не знаем, как им можно управлять. Его нужно только найти. А как это сделать, если за проявление переживаний нас могут осудить или осмеять? Мы так и остаемся не понятыми другими людьми. В этом причина одиночества. Поэтому очень важно, чтобы дети учились проявлять эмоции и разрешать это друг другу. Тогда у них не будет ощущения, что взрослые ими манипулируют. Ребята не будут бояться вызвать чью-нибудь досаду, когда им хочется плакать или смеяться.
Безусловно, самоконтроль тоже важен. Но искренность и свобода – тот внутренний ресурс, который особенно необходим детям с особыми образовательными потребностями. Навыки легче всего сформировать в дружной семье, так как у ребят в этом случае есть опыт общения с родителями, которые проявляют принятие. Но от школьных учителей тоже многое зависит. Если преподаватель не знает и половины существующих способов самоконтроля, он вряд ли сможет помочь детям. Поэтому для ребенка необходимо максимальное участие педагога. Если ученику разъясняют, как принимать себя и тем самым уравновешиваться, он постепенно учится этому - а значит, главная цель эмоционального развития достигнута.
Итак, мы предлагаем вашему вниманию тест «Развитие эмоциональной сферы младших школьников с особыми образовательными потребностями» и курс «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении». Приятного вам прохождения!