Речь – это способ обмениваться мыслями. Люди могут делиться друг с другом идеями, излагая их на бумаге, а могут произносить вслух. Это очень важно в психологическом смысле. Речь позволяет двум людям познакомиться друг с другом в полном смысле этого слова. Только тогда они могут чувствовать себя комфортно в отношениях или в сотрудничестве. Благодаря этому мы можем переводить совместные беседы в русло сотрудничества, в русло влияния на мир. Позитивное общение – это важный фактор на пути к счастью – не только для себя, но и для многих.
Делиться важно не только умственными идеями, но и чувствами. Это, возможно, одна из основ, на которой строится взаимопонимание. Поэтому очень важна культура общения. Возникающие трудности, с которыми нам приходится сталкиваться в общении, часто воспринимаются как результат злого умысла. Но на самом деле причина часто заключается в отсутствии опыта эмоционального обмена. Поэтому для развития личности необходимо почувствовать, что эмоциональный обмен происходит, что он является естественной и неотъемлемой частью жизни. Нужно проговаривать свои чувства – и слышать, когда их озвучивает собеседник.
Однако есть много других способов общаться, помимо слов. Например, мы многое понимаем по мимике и жестам, по выражению глаз. Иногда даже сложно осознать, как именно наш разум расшифровывает невербальные сигналы. Именно поэтому бывает так трудно увидеть свои подлинные чувства. Мы начинаем понимать друг друга без слов, а это трудно, потому что общение происходит на уровне эмоциональных реакций. Мы понимаем друг друга «по интонации» и «по жестам» и даже способны уловить, когда жесты другого человека неосознанно противоречат нашей реакции.
Проводя коррекцию для детей с тяжёлыми нарушениями речи, нужно заниматься не только вербальной стороной вопроса. Необходимо также помочь им в усилении интуиции и в развитии артистизма. Это поможет общаться более успешно. Иногда очень важно попробовать вслушаться в себя и понять, что происходит внутри нас в тот или иной момент. Тогда проще передать свои ощущения другим людям. Без этого не получится необходимого взаимодействия, ведь обычные слова, как правило, передают информацию, не извлекая из неё никакой жизненной силы. Поэтому освоение искусства слушать и слышать, а также пользоваться сразу всем спектром способов общения – залог успешной коррекции.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Система работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ходе реализации требований ФГОС ДО» и курс «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду». Приятного вам прохождения!