Предлагаем вашему вниманию тест «Специфика дошкольного образования по ФГОС», а также полный курс «Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании».
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
Д. Папалия в своей книге «Мир ребенка: от младенчества до юношества» пишет:
«В одном типе задачи на сохранение, а именно – на сохранение жидкости, пятилетнему Джастину показывают два одинаковых прозрачных стакана: каждый из них короткий и широкий, и каждый содержит одно и то же количество воды. Джастина спрашивают: «Равное ли количество воды в двух стаканах?» Когда он соглашается, исследователь наливает воду из одного стакана в третий, высокий, тонкий.
Теперь Джастина спрашивают: «В обоих стаканах содержится одинаковое количество воды? Или один содержит больше? Почему?» В раннем детстве—даже после наблюдения за тем, как вода выливается из короткого и толстого стакана в высокий и тонкий, или даже после того, как налил его сам, — Джастин скажет, что либо более высокий стакан, либо более широкий содержит больше воды. Когда его спрашивают почему, он говорит: «Вот так больше,» – вытягивая руки, чтобы показать высоту или ширину. Дети на предоперационной стадии не могут рассматривать высоту и ширину одновременно <…>. Поскольку они сосредоточены на одном аспекте, они не могут мыслить логически, сказал Пиаже.
Способность к сохранению также ограничена необратимостью: неспособность понять, что операция или действие может идти в двух или более направлениях. Как только Джастин сможет представить себе восстановление первоначального состояния воды, наливая ее обратно в другой стакан, он поймет, что количество воды в обоих стаканах должно быть одинаковым.
Дети на предоперационной стадии обычно думают так, как если бы они смотрели слайд-шоу с серией статических кадров: они фокусируются на последовательных состояниях, сказал Пиаже, и не распознают переход из одного состояния в другое. В эксперименте по сохранению онисосредотачиваются на воде, глядя, на каком уровне она в каждом стакане, а не на воде, выливаемой из одного стакана в другой, и поэтому они не понимают, что количество воды одно и то же».