Системно-деятельностный подход – это такой метод преподавания, при котором ребёнок является активным субъектом обучения. Он решает задачи, сам строит планы и отвечает за те результаты, которые получил. Эта методика направлена на то, чтобы ребёнок умел учиться самостоятельно, а не пользоваться чужим готовым знанием – между двумя этими подходами огромная разница. Принятие собственных решений формирует твёрдый характер и уверенную жизненную позицию.
В учебном процессе этот эффект достигается за счёт некоторых педагогических концептов. Одним из них можно назвать принцип системности. Учащимся нужно не просто решить некую задачу, но и построить в процессе целостную картину мира. Также важен принцип психологического комфорта, согласно которому педагог создаёт для детей живую и творческую атмосферу на уроке. Благодаря этому они включаются в решение даже довольно сложных задач, а кроме этого – более охотно сотрудничают между собой, что важно для формирования навыков командной работы.
Хотя ребята пробуют свои силы в самостоятельном выполнении сложных заданий, учителю всё-таки не следует оставлять их в одиночестве. Очень важна проблемно-диалогическая технология, когда преподаватель поддерживает беседу с детьми, интересуется промежуточными результатами, задаёт наводящие вопросы. Ведь ваши ученики только начинают свой путь самостоятельного исследования мира.
Тест «Организация обучения в рамках системно-деятельностного подхода» поможет вам повторить опорные пункты данной тематики. Следует спокойно относиться к результатам проверки: даже у педагога информация не всегда находится в активной памяти. Ошибки – только повод заглянуть в учебник. Рекомендуем для прохождения полный курс «Системно-деятельностный подход в школьном образовании». Он нацелен на планомерное изучение в удобное для вас время.
Для удобства работы с детьми урок лучше всего разделить на этапы. Сначала учеников нужно проинструктировать, поставив цель и показав методы её достижения. Затем нужна некая мотивация: учитель может сказать несколько слов о сильных сторонах ребят, чтобы подбодрить их перед выполнением сложного задания. После этого дети в активном диалоге с педагогом решают задачу. Итоговый этап – рефлексия. Необходимо, чтобы ребята сами подвели итоги и поняли, чему научились. Такой порядок действий поможет вашим ученикам научиться создавать собственные проекты.