Художественно-эстетическое развитие необходимо детям для того, чтобы их личность могла гармонично развиваться. С этой целью следует создать для них условия – особую среду. Нужно, чтобы педагоги ориентировались на индивидуальность ребёнка как на основной приоритет. Благодаря соприкосновению с красотой и творчеством ученики приобщаются к вечным ценностям. Причём это приобщение активное, деятельное.
Предметно-развивающая среда ориентирована на то, чтобы ребёнок мог познавать прекрасное в игре. Он не задумывается о том, чтобы создать осмысленный рисунок, а просто импровизирует. А предметы в пространстве садика провоцируют его воображение, помогают фантазировать. Это происходит максимально естественно и незаметно. Вокруг малыша – просто интересная часть мира, забавная комната с игрушками, карандашами и фломастерами. Но именно она его первая художественная мастерская.
Конечно, важны и материалы для лепки. Такое творческое занятие тренирует моторику. Кроме того, детям на данном этапе даже интереснее создать что-то осязаемое, нежели провести несколько линий на листе бумаги. В руках ребёнка рождаются фигурки, которые похожи на его любимых персонажей, на животных или на знакомых людей. Это опыт осмысления реальности. Вероятно, это гораздо важнее, чем какие-либо внушения со стороны старших. Самобытное мышление – навык, который необходимо формировать с самого раннего возраста.
Тест «Применение ресурсов художественно-изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации в ходе реализации требований ФГОС ДО» поможет вам сформировать собственное мнение по данной теме. Теория лишь основа, на которую педагог нанизывает свои наблюдения. Наверняка в работе вы встретите много интересных и сложных случаев. Для желающих мы выложили на сайте курс «Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО».
Отдельная задача – это декоративные элементы предметно-развивающей среды. Они могут перекликаться с народным творчеством или с любимыми мультфильмами малышей. Главное, чтобы расцветка была приятной для глаз и не вызывала раздражённого состояния. Мягкие и ненавязчивые тона, при этом достаточно яркие, чтобы привлекать внимание. Этот баланс будет способствовать благоприятному психологическому климату в садике. И дети смогут каждый день видеть, как красив этот мир и как интересно его рисовать.