Для школы важна верно выбранная стратегия. Есть разные способы выяснить, какая именно окажется самой эффективной. Например, можно указать цель, которой нужно достичь, и в качестве пути ее достижения использовать тот или иной метод. Это наиболее целостный способ планирования. От цели зависит всё. Если она понятна, возникает множество альтернативных способов ее достижения. Подобным образом можно сделать анализ более точным и ясным. Планирование можно даже перевести на язык логики, описав его как цепочку вероятностей, при каждом движении которой открываются все новые и новые направления.
Но что именно сделать отправной точкой? В чём состоит основная цель образовательной организации? Речь идёт, главным образом, о счастливой и успешной жизни учеников. И здесь можно обратить внимание на два аспекта нашей системы образования. А они таковы: стремление к творческой свободе и при этом максимальная степень ответственности. Вопрос, таким образом, состоит в том, в чём должна заключаться такая свобода и в чём должна заключаться такая ответственность, чтобы между ними не возникало противоречия.
Ограничения, которых сейчас стало больше на законодательном и административном уровнях, мешают полноценной работе педагога. Проблема, таким образом, состоит не в том, что меняются правила, а в том, что они избыточны. Можно ли их обойти? Да, однако это трудно. Ведь именно от того, как руководитель будет использовать новые стандарты, и зависит качество и эффективность его работы. Существуют проверки, которые невозможно миновать. Но как же в этих условиях помочь учителям думать только о главной цели – о счастье детей?
Планирование подразумевает ещё множество аспектов. Один из них - финансовый. Как школе обеспечить педагогов техникой и необходимыми наглядными пособиями, инструментами? Как поступить так, чтобы школа вызывала у детей искренний интерес? Это возможно только в том случае, если инвентарь будет достаточно современным, в противном случае у ребят могут быть негативные ассоциации. Электроника должна быть дорогая, с хорошей оргтехникой, при этом достаточно простая, чтобы её применение не вызывало опасения у детей. Разумный руководитель учитывает этот аспект, потому что важны не только цели, но и средства. Только совместно они приводят к нужному результату.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Стратегии, применяемые в организациях образования» и курс «Стратегическое планирование в образовательной организации: от теории к практике». Приятного прохождения!