Стратегическое управление обладает рядом особенностей. Оно нацелено на судьбоносные решения, крупный масштаб изменений, которые рассматриваются в долгосрочной перспективе. Чтобы придать им конкретику, руководитель определяет диапазон деятельности организации. Это важно с точки зрения реализма: слишком расплывчатый план сложнее воплотить. Если же намечены конкретные цели, то проще определить тактические решения для каждого этапа воплощения стратегии.
Как и в деловой сфере в целом, нужно понять потребности целевой аудитории – самих детей и их родителей. Очень важным является тот факт, что учащиеся имеют право на своё мнение. Если не предусмотреть их реакцию, то даже идеальный план способен привести к причинению вреда детям. Необходимо, чтобы деятельность школы помогала им становиться целостными в личностном смысле, а также здоровыми физически. В плане должно быть учтено и влияние на атмосферу в семьях.
Также важен мониторинг конкуренции. Сейчас в образовательной среде можно видеть соревновательное начало. Без понимания принципов этой борьбы учебному заведению сложно выжить и, более того, достичь значительных результатов. Иногда предложение формирует спрос, и родители учеников могут быть нацелены получить определённый результат – просто потому, что они слышали, что такие школы бывают в их городе.
Тест «Теоретические основы стратегического планирования и управления в образовании» способствует эффективному повторению данной темы. Вопросы довольно простые, но не всегда педагог удерживает в памяти отдельные незначительные факты. Между тем даже небольшая деталь бывает важна для эффективной работы. При желании восполнить пробелы вы можете приобрести курс «Стратегическое планирование в образовательной организации: от теории к практике». Его структура соотнесена с образовательными стандартами, материалы максимально понятны и легко запоминаются. Он подойдёт и желающим изучить тему с нуля, и тем, кто хочет освежить её в памяти.
Управляя школой, нужно опираться на имеющиеся ресурсы. Особую ценность представляют люди, педагоги. Именно на их творческой деятельности держатся многие процессы. Руководителю следует продумать систему мотивации, чтобы сотрудничество действительно было приятным для обеих сторон. Только уверенные в себе специалисты способны сделать школу лидером среди других учебных заведений.