Инклюзивное образование можно назвать спорной идеей. Ведь у детей часто бывает неприятие по отношению к ребятам, которые отличаются от остальных, имеют какие-либо особенности здоровья. Для полноценного образования у учеников одного возраста важно сформировать положительное отношение к их одноклассникам, а также помочь наладить с ними отношения. Но не в каждом случае это удаётся. Особенно это касается глухонемых и слепых – им сложно своевременно отреагировать на своих сверстников. Нужны особые педагогические технологии, чтобы предотвратить негативное развитие событий.
Дети могут научиться принятию: такие случаи тоже бывают. Иногда ребята понимают, что их необычный ровесник по-своему талантлив и интересен. У него есть своя точка зрения на жизнь, своя оригинальная идея и свои представления о том, что хорошо и что плохо. Им нравится общаться с таким другом, хотя они не всегда могут однозначно ответить на вопрос, как к нему относятся: доверяют ли ему полностью или нет. И всё-таки человеческое начало чаще сильнее, чем законы «стаи». В этом – сила детей, сумевших стать примером дружбы между непохожими людьми.
Однако к этому детей нужно готовить с раннего возраста. Необходимо, чтобы среди их базовых ценностей были дружелюбие и уважение. Не стоит сразу ставить перед ребенком чересчур сложные для него задачи. Но постепенно можно показать ему, как приятно общаться с позиций сотрудничества. Если уровень развития ребенка позволяет сделать это, он чувствует себя достаточно комфортно, а когда нет, можно попросить родителей помочь. Ведь многое зависит от того, какой пример детям подают взрослые. И именно родители для ребёнка – главный авторитет.
Но подготовка должна быть естественной. Вряд ли будет эффективной мерой специальное влияние. Важна, скорее, атмосфера сотрудничества в семье. Хотя родители устают на работе, нужно найти немного времени на то, чтобы проявить поддержку и внимание. Подобную культуру ребёнок может впитать довольно легко. А позитивные эмоции помогут закрепить привычку. Но здесь важны не столько внешние формы, сколько дух подлинной взаимопомощи и взаимного уважения, понимание того, что у каждого из нас есть свой характер, свои особенности. Родители и учителя показывают ребёнку ценность мирной жизни. Именно так зарождается толерантность по отношению к ученикам с ОВЗ.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Инклюзивный подход к образованию в России» и курс «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС». Приятного вам прохождения!