В четвёртом классе дети изучают ОРКСЭ. Их родители выбирают один из шести модулей, связанных с религиями или светской этикой. При этом предполагается, что этот предмет не носит идеологического характера. Иными словами, не предполагается внушать ребятам ценности той или иной религии. Речь идёт всего лишь о культурном просвещении, чтобы дети лучше понимали культурный код своей родной страны. Этот предмет поможет им в изучении литературы, истории и обществознания.
Именно по этой причине по предмету не ставятся оценки. После прослушивания курса ребёнок сдаёт зачёт в проектной форме. Невозможно оценивать понимание вечных ценностей, а точнее – понимание одной из множества трактовок вечных ценностей. Кроме того, несмотря на выбор конкретной темы, преподаватель знакомит детей и с остальными культурами тоже – это происходит на особом занятии, посвящённом религиям в РФ.
Одним из самых спорных аспектов является возраст учеников. Готовы ли четвероклассники к таким сложным урокам? Безусловно, постоянно предпринимаются усилия, чтобы упростить программу, адаптировать под детское восприятие. Преподаватели избегают абстрактных терминов, ищут понятные аналогии для сложных понятий. Помогают и игровые методики. Благодаря такому подходу ребята действительно понимают базовые идеи того или иного направления.
Тест «Методика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной направленности» покажет, хорошо ли знаете теорию, которая необходима, чтобы помочь детям. Также на портале выложен полный курс «Основы православной культуры в условиях реализации ФГОС». Обратите внимание, что для всех шести модулей характерен акцент на ценности родины, на ответственной гражданской позиции. Хотя эти идеи также адаптированы, однако базовые идеи патриотизма может понять и ребёнок. Благодаря этому предмету можно более плодотворно строить отношения в классе, так как ребята учатся взамоуважительному сотрудничеству с людьми, которые на них не похожи.
Этот предмет важен не только для общего культурного уровня. Необходимо также, чтобы ребята смогли с пониманием относиться к религиозным ценностям других людей. Конечно, в РФ действует значительно большее число религий. Но на примере основных можно понять, что у людей есть общие ориентиры, несмотря на все различия. Искренняя вера в высшее начало должна лишь объединять, но не разделять людей.