Результат образовательного процесса зависит от методики. В педагогике важен целостный подход. Это означает, что основное требование – содержательность учебного процесса, постоянное движение от начального, несформированного знания к зрелому и эффективному. Это означает, что внимание педагога должно быть направлено не на усвоение теоретического материала, а на формирование у учеников готовности идти в ногу со временем. Это означает, что учитель должен контролировать процесс становления ребят как будущих профессионалов.
Но выбор какой-либо определённой методики – это отчасти риск для преподавателя. Есть вероятность, что она окажется неприменимой – например, если речь идёт о яркой индивидуальности у ребёнка. Или возникнет необходимость в повторении какого-либо определённого материала другими способами, чтобы дети его лучше усвоили. По мере того как дети растут, возникает всё большее число нестандартных ситуаций. В это время с каждым ребёнком нужно чутко взаимодействовать, и в процессе общения у него, как и у взрослого человека, появляются новые потребности.
Из этого следует, что педагогу нужно иметь в запасе несколько методик. Тогда его действия будут более гибкими, можно учесть развитие ситуации. Это относится к любым реальным проблемам в школе. Следует подчеркнуть, что некоторые решения будут, во многом, зависеть от вашего личного опыта, особенностей биографии и даже от стиля вашего мышления. Но главное – это внимательный подход к каждому конкретному случаю. Как показывает опыт, это условие необходимо: некоторые проблемы детей носят настолько личный характер, что от учителя в высшей степени требуются чуткость и такт.
Некоторые методики значительно различаются, опираются на слишком разные исходные цели. Чтобы создать из них единую систему, нужно проявить способности к аналитическому и синтетическому мышлению. Система должна отвечать нескольким основным принципам. Речь идёт о принципах познавательных, методологических и эстетических. Главное – дать общее направление развитию ребёнка. Только тогда мы получим желаемый результат. Как известно, путь к знанию – а в этом и состоит высшая ценность – лежит через понимание самого себя. Именно оно позволяет растущему человеку находить собственный путь среди общего разнообразия. Таким образом, все педагогические методики объединяются через тонкое понимание детской психологии.
Итак, предлагаем вашему вниманию тест «Методика преподавания в системе специального образования» и курс «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях». Приятного вам прохождения!