Все люди зависят друг от друга. Нет никого, кто мог бы похвастаться тем, что он ни с кем не связан. Но бывают острые и болезненные формы зависимости, которые влекут так называемое аддиктивное поведение. Есть дети, которые больше других к нему расположены – от природы или из-за проблем в семье. Помочь ребёнку быть более самобытным и уверенным – одна из важнейших задач школьного психолога.
Существуют лидерские натуры. Они с детства привыкли отвечать за себя, вести и направлять других. С ними подобных проблем не возникнет. Но от таких детей могут исходить иные сложности – собственная сила может помешать им быть бережными к другим. Став объектом зависимости, такой ребёнок может неправильно вести себя – и причинить страдания тому, кто проявляет к нему болезненное внимание. С ребятами-лидерами нужно тоже проводить работу, потому что по неопытности они могут причинить более слабым ученикам вред.
Между тем даже без этого риска зависимость может быть опасной для самих аддиктивно настроенных детей или подростков. Это может подрывать веру в свои силы, также зависимые ребята могут обесценивать себя в порыве отчаяния. Нужна некая грань между привязанностью и самоуважением. Безусловно, это связано с установлением личных границ, с осознанием своего «я». Если это не наработать, в юности могут возникнуть ещё более серьёзные проблемы.
Если вы хотите понять, хорошо ли вам знакома эта тематика, то у нас для этой цели есть тест «Факторы риска аддиктивного поведения подростков и молодежи». Он поможет вам лучше понять психологические особенности детей – даже в процессе прохождения можно прийти для себя к определённым выводам и разрешить какие-то сомнения. Если же результат кажется вам недостаточным, то мы предлагаем вам курс «Воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС». Он включает в себя и данную тему, и многие другие. А главное – можно увидеть взаимосвязь разных психологических факторов. Курс будет полезен не только психологам, но и преподавателям самых разных дисциплин.
Безусловно, человек не остров. И наша жизнь сейчас, к тому же, построена так, что необходимо сотрудничать и вступать в отношения, чтобы достичь результатов для себя. Но качество этой связи может быть весьма различным. Нужно зависеть так, чтобы отношения были в гармонии с индивидуальностью. Иначе любая привязанность поставит под угрозу саму целостность личности человека. Мы надеемся, что вы поможете детям избежать этого.