Практики внутриклассного оценивания. Автор: Фетисова Кристина Владимировна. Работа №101103
Международный конкурс
«Практики внутриклассного оценивания – 2019»
Техника внутриклассного оценивания с помощью интеллект-карт
Автор: Фетисова Кристина Владимировна
ОУ: ЧОУ «Глобус» г. Истра
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы, в том числе формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги, самостоятельно получают знания, а также учатся оценивать свои успехи [4].
Однако внутриклассное оценивание – неразвитая в школах нашей страны, но очень важная и нужная образовательная технология.
Новизна нашей работы заключается в том, что интеллект-карты являются одной из инновационных технологий, позволяющей наиболее успешно развивать память, мышление, творческие способности, а также УУД у школьников как в учебной, так и во внеурочной и внеклассной работе. Однако данные о применении интеллект-карт в оценивании знаний учащихся на сегодняшний день минимальны или вовсе отсутствуют. Этот факт сподвиг нас вплотную заняться изучением этого вопроса.
Что же такое внутриклассное оценивание и почему оно так важно?
Каждый из нас несколько раз в день сталкивается с оценкой – кто-то оценивает сам, смотрит, как оценивают другие, или же оценивают его. Но нет единого стандарта, образца оценки. Можно ли принимать все происходящие оценки во внимание и какова вероятность погрешности оценок?
Точного ответа на этот вопрос не будет, пока все общество не примет единую меру оценки, причём это касается не только образования.
Конечно, все это уходит корнями прямиком в детство. Родители сравнивают развитие ребёнка с установленной нормой, сравнивают с развитием других детей, подобное продолжается и в детском саду. В школе же количество критериев для оценивания увеличивается, и у каждого учителя они свои, отчего у ребёнка возникает непонимание – почему за одинаковое количество ошибок по разным предметам оценка отличается; почему разные критерии для пересказа по различным предметам и почему отличаются сроки выполнения для аналогичных работ?
Школам не хватает единой системы оценки учеников, причём оценки не только учителями, но и самими учениками – себя и своих одноклассников.
Есть налаженная структура видов оценивания, которые делятся на две категории: внешнее и внутреннее оценивание. И с внешним оцениванием все вроде понятно – это государственные экзамены, аттестации педагогов, мониторинги региональных, областных и других уровней, таких же уровней исследования – все это регламентировано четкими критериями. С внутренним же видом оценивания происходят непонятные вещи: учителя одной школы или даже одной параллели проводят эту оценку исключительно так, как считают нужным, основываясь на свою, по большому счету, «однобокую» объективность.
Некоторые учителя в своей работе уже пришли к определённым методам внутриклассного оценивания. Но один в поле не воин, такие методы должны быть едины, и не просто между учителями всех школ, а между школами как минимум всей страны, чтобы ребенок, переходя из одной школы в другую, точно знал, что его ждёт. Всем будет спокойнее, когда и ученик, и родитель будут понимать, за что снижен или поднят балл, отпадет такая проблема, как предвзятость учителя к ученику. Такой поход даст обеим сторонам более спокойный процесс обучения.
Известно уже достаточно критериев оценивания, помимо пятибалльной системы, и даже некоторые методы внутриклассной оценки на слуху у многих учителей, но, как уже упоминалось, у каждого своё видение происходящего, на это влияет множество факторов – в их числе тип населённого пункта, образование педагога, школьный устав, тип класса (например, коррекционный) и другое.
Мной и моей коллегой в некоторых классах частной школы Глобус г. Истры (6,8,10,11 классы), в которой я работаю учителем информатики, а коллега ведёт предметы русский язык и литература, внедрен метод внутриклассного оценивания с помощью интерактивных интеллект-карт.
В нашей школе учится не очень много детей, классы имеют комбинированный вид: в одном классе наряду с обычными здоровыми детьми учатся дети с некоторыми отклонениями в здоровье или развитии. Все эти обстоятельства сподвигают наш коллектив постоянно развиваться, следить за новыми приемами в образовательной деятельности и генерировать собственные идеи.
Отсюда и у нас возникла необходимость применения этого метода, ведь унификация, приход к одному знаменателю в области критериев оценивания знаний – большой шаг к упрощению оценочной системы. Для учеников и учителей в последнее время требования только ужесточаются, но для восстановления баланса что-то должно и упроститься. В области образования это очень важно – к этой цели призывают и ФГОСы.
На основании исследовательской работы, данные которой приводятся в статье Дмитриевой Х. А. и Матвеевой В. В., мы можем заключить следующее:
Технология интеллект-карт способствует формированию у учащихся УУД. При этом учащиеся учатся:
- фиксировать затруднения в собственной деятельности, осуществлять поиск необходимой информации;
- сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- строить логическое рассуждение – структурировать тесты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- создавать интеллект-карты [5].
Интерактивные интеллект-карты – наша с коллегой идея внутриклассной оценки, которая вобрала в себя уже существующую концепцию этого оценивания, но приняла форму, которая подойдёт для оценивания абсолютно любой работы, задания, для любого школьного предмета и ученика любого класса.
Интеллект-карта – это изображение, которое во время оценки находится либо у каждого ученика на компьютере, либо выводится на электронную доску через проектор.
Для создания интеллект-карты мы использовали онлайн-инструмент coggle.
Изображение представляет собой прямоугольник, на котором обозначен тип задания, от прямоугольника отходят линии, содержащие какое-либо развитие событий. Напоминает алгоритмическую схему (рис. 1). Чтобы произвести оценку, ученик должен выбрать походящую для данной ситуации ветку и дойти до конца. Максимальное количество вопросов – три. Каждому вопросу соответствует пиктограмма, несущая смысловую нагрузку ответа. Так, положительный исход помечается зеленым квадратом с галочкой внутри (выполнено), сомнение ученика помечается желтым треугольником с восклицательным знаком внутри (предупреждение), отрицательный исход помечается красным крестом (не выполнено).
После прохождения интеллект-карты (времени на прохождение отводится, как и на этап рефлексии по ФГОС – 2-3 минуты) детям предлагается подсчитать свои баллы и сопоставить их с ключом (рис.2)
Рисунок 1. Интеллект-карта
Рисунок 2. Результаты теста
Результат представляется также в предельно понятной и доступной каждому форме. В нашем случае представлены изображения в виде жестов, на 6-4 балла жест «большой палец вверх», что значит хорошо, на 3-2 балла жест «указательный палец вверх» – значит обрати внимание, и на 1-0 баллов жест «большой палец вниз», означающий, что с заданием ты не справился, либо не усвоил материал.
Когда в классе возникает много разногласий и ответы сильно разнятся, детям предлагается самим настроить интеллект-карту, заполнив выбранную ветвь не шаблонными фразами, а реальными, соответствующими настоящему времени, то есть написать тему, в каждом шаге пути написать пояснение – что конкретно удалось/не удалось, что нужно повторить и так далее.
Почему именно интеллект-карты?
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.
В 1970-е годы Британский студент Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги о способностях человеческого мозга и их увеличении. Просмотрев множество книг, он не нашел ничего похожего, и спросил помощи у библиотекарши. Она посоветовала ему пройти в отдел медицинской литературы. Бьюзен возмутился и ответил что-то в духе «я не операцию на мозг собираюсь делать!». Библиотекарша пожала плечами, и сказала, что значит, такой литературы нет. Это стало толчком для Тони, и он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и с помощью новых знаний совершил невероятный прорыв в обучении, найдя способ, как сделать его эффективным и увлекательным, о чем написано в его книге от 1974 года «Работай головой!» [2].
Ключевые вопросы, на которые он постарался ответить, это «умеем ли мы учиться?» и «правильно ли мы используем свой мозг?», на них его навели известные люди и ученые – Энштейн, Ньютон, которые в учебе прыгали с тройки на двойку. Эффективность работы мозга призваны были повысить, по словам Бьюзена, как раз-таки интеллект-карты.
Сейчас такой вид наглядного построения информации используется в различных областях интеллектуальной работы, а ведь начиналось все с рисования карт на листке бумаги цветными карандашами и маркерами, но сейчас создано уже множество программ для построения таких карт в электронном виде [1].
Для построения интеллект-карты есть три обязательных правила:
1. Начинать карту нужно обязательно с центра.
2. Читать карту нужно по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.
3. Использовать при создании карты разные цвета [3].
Исследование об эффективности применения интеллект-карт в области оценивания проводилось нами на базе частной школы «Глобус» г. Истры.
Первый урок в рамках нашего исследования, на котором была применена интеллект-карта, прошел в 6 классе, предмет – информатика. Тема урока – работа с электронной почтой. Тип – урок открытия нового знания. В процессе урока использовались следующие виды работы с классом: фронтальная, групповая, парная. Учащиеся выполняли задания: чтение текста, ответы на вопросы устно, составление таблиц в Word, работа с браузером.
В конце урока детям была предложена интеллект-карта, выведенная на доску, как метод рефлексии. Уделено пару минут на объяснение принципа работы с картой. Дети оценили себя, сделали цифровые пометки в тетради. Когда все закончили, мы разобрали полученные результаты и подвели итог урока.
Далее мы применяли этот метод на протяжении двух месяцев практически на каждом уроке, и не только в этом классе. На диаграмме 1 ниже можно увидеть результаты практического применения интеллект-карт для внутриклассного оценивания, где показаны усредненные значения показателей оценки до и после внедрения этого метода, измеренные по 10-балльной шкале.
Диаграмма 1. Результаты практического применения интеллект-карт
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>
Расшифровка показателей диаграммы:
1. Формирование УУД на уроке;
2. Поиск информации;
3. Поиск собственных ошибок;
4. Умение сравнивать, анализировать;
5. Формировать собственное мнение, мысли;
6. Умение обобщать понятия;
7. Строить логическое рассуждение;
8. В целом объективно оценивать себя.
Потенциал внедрения такой вариации метода внутриклассного оценивания охватывает и связывает различные отрасли в образовании и решает множество задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом – это повышение качества и упрощение процедуры рефлексии обучающихся, установление или укрепление межпредметных педагогических связей, увеличение использования ИКТ в образовательной деятельности, и, конечно, интересный мотивационный момент для детей, которые ждут от школы и учителя нововведений, чего-то свежего. Технология интеллект-карт является универсальной и ее применение на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает учебную мотивацию, способствует повышению качества обучения, позволяет создать ситуацию успеха каждому ребенку.
Возможность работы с интеллект-картами и их создание в целях рефлексии дает в перспективе возрастание интереса ребенка к самооценке, к анализу, и, возможно, приведет к созданию еще более увлекательных методов внутриклассного оценивания.
Библиографический список
1. Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. – М.: Манн, Иванов и Фербер. – 2017. – 272 с.
2. Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. – М.: Альпина Паблишерз. – 2014. – 312 с.
3. Бьюзен Т. Супермышление. – Минск: Попурри. – 2003. – С. 11.
4. Воробьева В. М., Чурикова Л. В., Будунова Л. Г. Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках: Методическое пособие. – М.: ГБОУ «ТемоЦентр». – 2013. – 46 с.
5. Дмитриева Х. А., Матвеева В. В. Технология интеллект-карт как средство формирования УУД // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 60–64.