Сценарий праздника Рождества Христова.. Автор: Сергачева Татьяна Александровна. Работа №101777
Конкурсная работа
Сценарий утренника, посвященный празднику «Рождества
Христова.»
Составила: Музыкальный руководитель- Сергачева Татьяна Александровна
Афонино 2019 г
Пояснительная записка.
Цель: Познакомить детей с традицией празднования Рождества Христова.
Задачи: Воспитывать у детей чувства сопричастности великому празднику, формировать духовно-нравственный потенциал, дать возможность для творческого самовыражения на празднике, создать радостное настроение.
Утренник посвящен празднику « Рождества Христова.»
В празднике принимают участие 2 возростных группы: старшая и подготовительная.
Актуальность: Рождество-издавна отмечался как праздник добра, милосердия, однако в настоящее время утрачены знания и понимания традиции этого праздника.
Содержание утренника праздника тесно связано с программой духовно-нравственного воспитания в ДОУ, так как приводит к духовному обогащению ребенка.
Содержание сценария очень связано с традиционными ценностями православной культуры, дети узнают о празднике, о традиции празднования в русской православной культуре, научаться понимать его смысл, поделяться своими впечатлениями с родителями.
Форма провидения праздника игровая, по всем музыкальным видам деятельности: слушание, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-двигательная активность.
Результат данного мероприятия нацелен на обогащение внутренних духовных ценностей каждого воспитанника.
Требования: дети должны постараться выразить свое отношение к этому празднику, проявить внимание к происходящему, стать участником великаго праздника « Рождества Христова.»
В результате занятия данным видом деятельности, у воспитанников могут быть развиты качества личности, такие как: доброта, отзывчивость, милосердие, любовь к ближнему.
Описание проведения утренника:
Структурность: сценарий состоит из частей, приветствия, повествования, завязка сюжета и его развития.
Определенная роль отводиться ведущему в этом празднике.
Музыкально-литературный материал, используемый на утреннике доступен, интересен.
В проведении этого праздника имеются игровые моменты, присутствует сюрпризность.
Декорации, украшение, яркие костюмы детей и взрослых, динамичность и музыкальное оформление создадут особою атмосферу праздника.
Список литературы:
1«Закон Божий» протоиерей Серафим Слободской.
2«Народное искусство детям.» Под редакцией Т.С. Комаровой. Мозаика синтез, Москва 2016г.
3«Музыкальное воспитание в детском саду». Для занятий с детьми 2-7 лет. М.Б. Зацепина 2015 г.
4«Народные праздники в детском саду.» Методическое пособие М. Мозаика-синтез Н.Г. Пантелеева 2014 г.
5Ноты рождественских колядок для детей.
Праздник Рождества Христова.
Атрибуты: деревянные ложки по 2 шт. на каждого мальчика, белые ленты (2 метра) на палочке по 1 шт. на каждую девочку, декоративный башмачок, соль, сахар, доска для разделывания теста, свеча, проектор или телевизор для просмотра слайдов.
Предварительная работа: разучивание стихов и песен.
Зал оформлен в виде русской избы: печка, стол, лавка, утварь. Под русскую народную музыку дети входят в зал. Их встречает Хозяйка.
Вед. Здравствуй, Хозяюшка. Встречай гостей!
Хоз. Ох, рада я, радешенька, что опять ко мне пришли. Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные. Рассаживайтесь, кому куда залюбуется, в нашей избе места всем хватит.
Вед . И правда, Хозяюшка, изба твоя хлебосольная да гостеприимная, теплая да уютная. Мы о ней, о твоей избе песню знаем.
Хоз. Спойте, ребятушки, уважьте. Уж, больно послушать хочется.
Исполняется песня « Русская изба» З. Роот
Хоз. Спасибо вам за песню. Сейчас я свой дом к празднику готовить буду. Слышали, что за праздник приближается? (ответы детей)
Вед. Слыхать-то слыхали, да не всё поняли. Расскажи нам, Хозяюшка, что же такое Рождество?
Хоз. А вы рассаживайтесь поудобнее, да слушайте. А я буду вам сказку сказывать , да избу украшать, свечи поставлю. Куда же я их подевала? Свечи-то ведь обязательно нужны на празднике, чтобы их огонь согревал души. А если кто заблудится в ночи, то огонек свечи приведет его в наш дом. ( хозяйка зажигает свечу, гасит свет, демонстрирует слайды).
Давным – давно, в красивый город Вифлеем пришли добрые люди Иосиф и Мария. Большой путь проделали они, устали, измучались и захотели отдохнуть. Но в домах горожан ни у кого не оказалось места. «Пустите нас переночевать», - просили Мария и Иосиф. « Нам самим-то негде спать. Идите, бродяги, дальше», отвечали жители Вифлеема. Тогда пошли они дальше и дошли до высокой горы, в которой была пещера. В эту пещеру пастухи загоняли овец и коров от непогоды. В ней было тепло, стояли овцы, коровы, и на соломе было мягко спать. Вот там-то и родился Иисус Христос, тот самый чудесный младенец, о котором все говорят. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца, который вырастет и принесет людям счастье и радость. Ну, поняли какой это праздник?
Вед. Конечно, поняли. Наши ребята и стихи выучили.( читают дети старшей группы)
С добрым светлым Рождеством,
Что уже стучится в дом!
Распахните шире двери
Вы любви, надежде, вере.
Меховые елочки
Пахнут на весь дом.
Каждая иголочка шепчет:
« С Рождеством!»
Пусть обиды и потери
Улетают, как листва!
Пусть войдет удача в двери
В светлый праздник Рождества!
В дни рождественские надо
Совершать одно добро:
Помогать, хотя бы словом,
Тем, кому не повезло:
Безутешного – утешить,
Безучастного – простить,
И хотя бы своих ближних
Научиться нам любить!
Читают дети подготовительной группы.
Давай простим друг другу мы обиды,
Давай посмотрим в неба высоту,
Оставим сердце для любви открытым,
Дождемся Вифлеемскую звезду.
Давай мы встретим Рождество Христово
В торжественной и доброй тишине,
И вслушаемся в каждое мы слово,
С которым Он идет к тебе и мне…
Покатился Рождественский вечер,
Где гаданья, надежды и встречи.
То ни снег, ни метель рассыпается-
Рождество к нам идет приближается
С играми да плясками,
С песнями да сказками.
Что такое святки?
Праздник это самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели -
С Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья.
По дворам ходили в святки,
Пели разные колядки.
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас Встретим мы его у нас!
Ведущий: -А сейчас мы послушаем колядки!
(под музыку выходит группа колядующих)
Взрослый колядующий:
Торжествуйте, веселитесь,
Люди добрые со мной.
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.
Ныне Бог явился в мире,
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей небесный Иерей
Для того, чтоб нас избавить
От лукавого сетей,
Возвеличить и прославить
Нас любовию Своей.
.
1-ый колядующий:
Мы пришли колядовать
Христа рожденье прославлять.
Открывайте сундуки,
Да давайте пятаки.
2-ой колядующий:
Со рождением Христа отворяйте ворота,
Открывайте сенечки, доставайте семечки,
Открывайте сундучки, раздавайте пятачки.
На корову на рога,
Дайте нам пирога
Не крошите, не ломайте,
Лучше весь подавайте.
3-ий колядующий:
Приходила Коляда Накануне Рождества
Кто даст пирога-
Тому полон хлев скота
Овин с овсом, жеребца с хвостом.
4-ый колядующий:
Мы маленькие детки,
Сломили по ветке,
В ограде стояли, Христа прославляли!
Рай отворился - Христос народился!
5-ый колядующий:
Люди добрые: папы, маменьки,
Дайте малышкам сладенького!
6-ой колядующий:
С неба Ангел к нам спустился и сказал:
Христос родился!
Мы пришли Христа прославить,
С Рождеством всех вас поздравить!
Вместе: Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством Вас поздравляем!
Хоз. Праздник этот – Христа День Рожденья. А где День Рожденья, там веселье да угощенье. Давайте, ребятки, и мы праздничный пирог испечем (хозяйка достает готовое тесто). Я печку-то с утра натопила, тесто замесила. Кто мне поможет? Ты, Машенька, тесто посоли, а ты, Катенька – посласти, а ты, Даша, маслица добавь. Тесто должно быть гладкое, пышное да сладкое. Готово наше тесто, теперь в печку его поставим ( хозяйка ставит тесто в печь, где уже стоит готовый пирог). Когда я была такая как вы сейчас, очень весело Рождество справляли. В церковь на службу ходили, а потом песни пели, хороводы водили – на другом конце деревни было слышно. И нипочем мороз! Парни да девицы вот забавляются, все уж от снега белые, а хохочут, заливаются.
Вед. А ведь наши-то ребята тоже мастера хороводы водить, а девочки для нашего вечера приготовили танец Снежной вьюги .
Хоз. Ой, какое красивое название. Я бы очень посмотреть хотела. А вы, ребята, хотите?
Вед. Ну что, девочки, покажем?
Исполняется танец с белыми лентами по выбору муз. руководителя.
Хоз. А что же наши добры молодцы засиделись, или не умеют плясать?
Мальчик Мы плясать-то мастера,
Не боимся пляски.
Руки в боки, веселей,
То не пляски – сказки.
Пляши, не скучай,
Праздник Рождества встречай.
Под р.н. мелодию мальчики исполняют танец с ложками.
Хоз. Кажется кто-то стучит. Да это же Кузя, соседский внучок. Проходи, гость на гость – хозяюшке в радость.
Кузя -Здравствуйте, ребята, здравствуй, Хозяюшка. С Рождеством вас все Христовым, с праздником светлым и веселым.
Хоз. - Спасибо. Где же ты, Кузя, был?
Кузя - У бабушки.
Хоз. - Что принес?
Кузя – Оладушки.
Хоз. – Так где же они?
Кузя – А я их у порога оставил.
Хоз. – Экий, Кузя , ты чудак..
Кузя – А вы, детки, как? (Дети объясняют Кузе, что оладушки надо на стол ставить и сметанкой помазать.) Всё понял.
Хоз. Понял? Давайте-ка, ребятки проверим, как Кузя понял
Дети - Кузя, Кузя, где ты был?
Кузя - У бабушки.
Дети – Что принес?
Кузя – Валенки.
Дети – А где же они?
Кузя – А я их на стол поставил и сметанкой помазал.
Дети – Экий, Кузя ты чудак.
Кузя – А вы, детки, как? (дети объясняют. игра проводится несколько раз, Кузя называет разные предметы).
Кузя – Веселится я люблю,
Все вставайте на игру.
Кто мне в руки попадет,
Тот со мной плясать пойдет.
Проводится игра « Жмурки». После неё дети садятся на скамейки.
Хоз. – На Рождество самым интересным делом было гадание. Хотите узнать кем вы станете, когда вырастите? (ответы детей) Тогда начнем!
Хозяйка раскладывает на столе предметы, символизирующие ту или иную профессию: ножницы – парикмахер, краски – художник, машинка – водитель, кукла – воспитатель и т. д. Желающему завязывают глаза и подводят к столу. Хозяйка комментирует каждый предмет с шутками – прибаутками.
Хоз. – Ну, все погадали, свою судьбу узнали? А теперь спляшем мой любимый танец «Приглашение». Только кого же мне пригласить? А я вот что сделаю…
Дети становятся в две шеренги – мальчики и девочки отдельно. Хозяйка дает девочкам башмачок, они передают его друг другу со словами:
Мой чудесный башмачок,
Становись на каблучок.
С кем плясать мне подскажи,
Я бросаю – раз, два, три.
Та девочка, у которой остался башмачок, бросает его через плечо, мальчики его ловят. Пара, которая получилась от игры танцует под любую народную мелодию. Игра проводится несколько раз.
Хоз. Наверно пирог – то наш готов, пора за стол садиться, угощеньем насладиться. Словами да гаданьями сыт не будешь… (Дети садятся за стол, хозяйка наливает им чай из самовара, достает из печки пирог).
Вед . Благодарим тебя, Хозяюшка, за угощенье да за веселье. Дети наши на прощанье тебе песню споют, да стихи прочтут.
Белый снег белёшенький
Засыпал все дороженьки.
Мы и пели и плясали,
Праздник Рождества встречали.
Пусть свечи огонек
Согревает нас всех.
Пусть и в Новом году
Звонче слышится смех.
Пусть любовь и добро
С нами рядом живут.
Ощутите, друзья,
Теплоту ваших рук.
Дети берутся за руки, исполняют песню «Радость Рождества» З. Роот.
Хоз. –Дети, теперь подойдите к елочке и возьмите подарочки! ( на елке висят мешочки со сладостями). Наш праздник окончен, но счастливый год продолжается. Пусть в наших сердцах Рождество зажжет свою искорку счастья, доброты и любви друг к другу. С Рождеством вас!