Фольклор как средство развития творческих способностей у дошкольников (исследование). Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна. Работа №103223
МБОУ СШ им. Дм. Сидорова пос. Славинска Калининградской обл. СП «Детский сад»
____________________________________________________________________________
фольклор как средство развития творческих способностей
(исследование)
Кузнецова Татьяна Николаевна - музыкальный руководитель
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Анализируя детское продуктивное творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей ведь только творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Это и послужило выбору темы исследования: «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей».
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:
Между тенденциями развития современной мировой и отечественной культуры и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры.
Между сложившейся в семье культурой быта и повс
едне
вностью, и прививаемой в детском саду
традиционной народной культурой.
Между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных).
Между декларативной готовностью педагогов и педагогической деятельностью дошкольного учреждения.
Учитывая выше изложенные противоречия можно определить основные проблемы состоящие в
А) рассмотрении роли народной культуры в развитии творческих способностей дошкольников и в поиске путей оказания эффективной помощи детям старшего дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей.
Б) недостаточности методической литературы, разработанных технологий и методик по дошкольному возрасту. Книги носят собирательный характер.
Перед началом работы была сформулирована
гипотеза: включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкальных творческих способностей.
Цель: анализ педагогических условий, способствующих развитию творческих музыкальных способностей.
Объектом наблюдения является процесс развития творческих музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом наблюдения – психолого-педагогические условия и результаты деятельности по развитию творческих музыкальных способностей.
Задачи: рассмотреть, как:
- Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству способствует развитию творческих способностей дошкольников
- Воспитание у детей стремления к самовыражению посредством творческой деятельности способствует развитию творческих способностей.
- Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей.
Музыкальная деятельность в детском саду способствуют воспитанию эстетических чувств.
Через фольклор можно решать воспитательные задачи.
В ходе данной работы были использованы следующие методы работы:
- анализ психолого - педагогической литературы,
- индивидуальная беседа,
- наблюдение,
- анализ продуктов детской деятельности.
В своей работе я опираюсь на принципы государственной политики в области образования.
Ст. 2 Федерального «Закона об образовании»,
На Временные требования к содержанию и методы развития, воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ, где определены критерии развития ребёнка в музыкальной деятельности:
развитие у детей творческих способностей
знакомство с произведениями народной музыки и песенного фольклора (частушки, колядки, хороводы, песни), где продекларирован гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.
Мною проводилось отслеживание результатов развития певческого голоса у группы детей в течение 2 лет обучения. Параметры и критерии оценок брала из программы «Детство». Проанализировав результаты диагностики ребят в начале года, я отметила у 15 детей нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону, минимальный диапазон. У 5 ребят отмечалось относительно чистое интонирование, у 2-х ребят четкая дикция. Только у одного ребенка было чистое интонирование, диапазон шире октавы.
В своей работе использовались упражнение для голоса по методике Емельянова В.В.( фонопедический метод развития голоса. Книга В.В. Емельянов «Развитие голоса» . www. tvirpx.com; www.vocalvoic.narod.ru) В результате работ у ребят стало наблюдаться правильное формирование певческих навыков, это сказалось положительно на качестве пения. В конце учебного года (в мае) при повторной диагностике я отметила снижение низкого результата до 60%, а достаточный поднялся до 40%.
В течение следующего учебного года мы с ребятами продолжали работать по той же методике, использовали дикционные упражнения по системе Емельянова, уделяя упражнениям, много времени на занятии. В конце учебного года диагностика показала, что стало меньше ребят с низким уровнем развития певческого голоса –7детей, зато вырос достаточный результат и составил 14 детей.
По результатам отслеживания видно, что происходил рост развития певческих навыков, что сказалось благотворно на развитии музыкальных способностей. Учитывая, что музыкальные способности необходимо развивать и далее, родители продолжают образование детей в музыкальной школе, Школе искусств и Центрах детского творчества.
Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволил выявить и ряд недостатков:
напряжение в пении,
неправильную певческую установку,
зажатость, не эмоциональность исполнения.
Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения или требования к упражнению. Это активизирует их деятельность, повышает интерес к пению. Большое внимание на своих занятиях уделяю дикции. Одним из сложных навыков для ребят является чистота интонирования. Ребята с фальшивым пением прислушиваются к пению детей чисто интонирующим.
Работая над каждым ритмическим рисунком в песне, использую метод ходьбы по кругу, отбивая притопом сильные доли, или хлопки в ритме мелодии.
Условия активизации певческих навыков:
- ребёнок должен четко понимать, чего он должен добиться, выполняя задание;
- знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;
- повторение исполнения должно быть направлено на устранение ошибок, с осмыслением деятельности.
В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребёнку. Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.
Вторичная диагностика по развитию у детей творческих способностей показала, что у детей произошли положительные изменения (по сравнению с данными первичной диагностики) Из 20 детей 15 детей имеют достаточный уровень, 5 детей с низким уровнем развития.
Провела анкетирование детей, посещающих фольклорный кружок «Журавушка». Дети должны были ответить на вопрос: «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка», нужно было выбрать один из трех вариантов ответов: с желанием, без желания, затрудняюсь ответить. Из ответов детей видно, что интерес к кружку повысился.
Таким образом:
у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;
развивается понимание народной этики и ее роли;
сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;
выступая с концертными номерами, пропагандируя народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, дети испытывают чувство уважения и гордости к искусству своего народа.
За время обучения дети становятся
- активными участниками праздников, посвящённых народным праздникам,
- ежегодно принимают участие в концертных программах детского сада, школы, поселка
- выходят с концертными программами на мероприятия районного уровня
- участвуют в фестивалях районного уровня. Фестиваль патриотической песни.
- наши дети являются активными участниками фольклорных праздников в рамках регионального фестиваля творчества детей «Звёзды Балтики»
Педагогические условия, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:
Предметная развивающая среда. В нашем детском саду созданы условия для творческого развития детей. Создан уголок, воспроизводящий русскую избу, в котором дети знакомятся с предметами русского быта.
Музыкальные занятия. На занятиях, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривали пословицы, поговорки к народным праздникам придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. На занятиях наряду с изучением народно-обрядовой культуры России проводится вокально-хоровая работа. Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова, комплекс упражнений для постановки дыхания, разработанный Казанцевой М.Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.
Игровая деятельность. В основе ее деятельности лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Философ-гуманист М. Монтенко). В своей работе отдаю предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Кружковая работа направлена на развитие творческой личности, знающей свою культуру. Мною составлена «Программа приобщения старших дошкольников к русскому музыкальному фольклору». В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
Праздники и развлечения. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.
Концертная деятельность. Совместная концертная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Работа с педагогами и специалистами. Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми: воспитателей, психолога, инструктора по физическому воспитанию, заведующей. Решать поставленные задачи позволяют следующие формы совместной деятельности:
семинары,
педагогические советы,
индивидуальные и групповые консультации,
практикумы (совместные праздники и развлечения),
круглые столы.
Работа с родителями. Успешное развитие детей невозможно без помощи активного участия и помощи родителей. Привлечение родителей к решению поставленных задач осуществляется следующим образом:
-- проведение индивидуальных бесед, консультаций,
-- просмотр и участие в праздниках
-- школа для родителей «Музыкальная гостиная»
-- оформление информационного уголка
-- выступления
-- участие родителей в праздниках ( исполнение ролей действующих лиц по сценарию), в оформлении зала, пошиве костюмов
Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.
Работа, проводимая в нашем детском саду по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники не смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.
Приложение
Список литературы
Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
Дошкольная педагогика, 5-е изд-е . С.Л.Козлова., Т.А.Куликова, Москва, Академия.,2004
Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005.
Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993
Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
МикляеваН.В. Микляева Ю.В. Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. М, 2006
Воспитание искусством в детском саду . Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования № 5, 2005
Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
Немов Р.С. Психология, М. Владивосток 1999
Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994
Развитие творческой активности, М. Педагогика 1991
Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998
Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994
Тихонова.М.В. Красна изба.С-Петербург.2000.