Методические рекомендации по организации проверки техники чтения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Автор: Тимербаева Елена Васильевна. Работа №103553
Методические рекомендации по организации проверки техники чтения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
При проверке сформированности техники чтения необходимо учитывать особенности овладения навыком чтения школьниками с ОВЗ. Полноценный навык чтения характеризуется такими качествами как правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования этих качеств у учащихся с ОВЗ достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте. Дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы. Они недостаточно быстро соотносят звук с буквой; длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое; искажают звуковой состав слов; испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком предмета. Помимо этого, учащиеся с ОВЗ очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.
Развитие беглости чтения тормозится также тем, что поле зрения у детей с ОВЗ ограниченное. Они обычно видят только ту букву (тот слог), на которую в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом – интеллектуальной недостаточностью.
Читая текст, школьники с трудом устанавливают даже простейшие связи, поэтому основное содержание часто остается для них неясным. Наиболее доступными для учеников с ОВЗ на протяжении всех лет обучения оказываются небольшие тексты повествовательного характера, в которых сюжет раскрывается четко и последовательно, число действующих лиц невелико, а ситуация проста и близка их жизненному опыту. Наличие в текстах описания переживаний героев, служащих мотивами совершаемых ими поступков, перемежающихся событий, второго плана, авторских отступлений осложняет понимание рассказа.
Учитывая особенности развития процесса чтения школьников с ОВЗ, при проверке уровня сформированности техники чтения необходимо соблюдать представленные ниже методические рекомендации.
1. Проверка сформированности техники чтения учащихся начальной школы проходит 1 раз в четверть. Она может проводиться в течение нескольких дней.
2. Ученикам, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.
5. Текст, предлагаемый для чтения, учащийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение учащегося по истечении 1 минуты.
6. Учитель перед чтением текста засекает время и дает учащемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения учащегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки. По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).
7. После прочтения учащимся всего текста учитель задаёт учащемуся вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации.
8. Вопросы по содержанию текста, задаваемые учителем содержатся в бланке с текстом, который предназначен для учителя. Предлагается задавать не более 2 вопросов по содержанию текста.
9. При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.
10. По окончании беседы по содержанию прочитанного текста учитель производит подсчёт количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, заполняет таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения.
11. Процедура проверки техники чтения должна вестись в доброжелательной спокойной атмосфере.
12. Непозволительно делать замечания во время чтения текста учеником, останавливать читающего для подсчета количества прочитанных слов в 1 минуту, давать устную оценку уровня чтения в присутствии учащихся.
В ходе данного мониторинга техники чтения учащихся начальных классов ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения, которая заполняется сразу после каждого учащегося, читавшего текст. Это:
способ чтения (определяется во время чтения).
темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
правильность чтения (определяется во время чтения).
выразительность чтения (определяется во время чтения).
осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту.
В ниже приведены нормы чтения. При проведении мониторинга техники чтения необходимо определять результаты исходя из данных нормативов:
I класс – 10 слов;
II класс – 15-20 слов;
III класс– 25-30 слов;
IV класс - 35-40 слов.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:
искажение звукобуквенного состава:
• пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
• перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
• вставка произвольных элементов в единицы чтения;
• замена одних единиц чтения другими;
наличие повторов (слогов и слов);
нарушение норм литературного произношения:
• орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
• ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.
Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка делается в соответствующей графе, если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается каким-либо знаком.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпическим правильным произношением. При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические ударения и паузы.
Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недоста-точная выразительность при передаче характера персонажа.
Понимание (осмысленность) чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
В данном мониторинге берется во внимание первый уровень осознания прочитанной информации. Первый уровень предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
• значений большей части слов, употребленных в тексте в прямом смысле;
• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному тексту.
Вывод экзаменатора о том, что для данного учащего характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.
Контрольные работы по чтению представлены в двух вариантах. Первый вариант ориентирован на учеников, усваивающих в полном объёме образовательную программу; второй вариант контрольных заданий, составлен для учеников, испытывающих трудности при овладении процессом чтения.
Образцы контрольной техники чтения 1 – 2 класс
1класс
Контрольная работа по чтению за год
Цель работы: проверить:
сформированность
навыков чтения (способ, правильность, осознанность);
умение отвечать на вопросы по содержанию, на вопросы по осмыслению
прочитанного
.
I вариант
Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.
Л.Толстой
(20 слов)
Вопросы и задания:
Откуда пришла Настя?
Что она делала после школы?
II вариант
КОТ САН-КИ О-СЫ
РАК КУК-ЛА УТ-КА
КИТ МА-ШИ-НА А-ИСТ (9 слов)
Вопросы и задания:
1. Повтори слова, которые прочитал.
МИТЯ
Митя плачет. Он качался на качелях и упал. Не шали, Митя!
(Д. Тихомиров)(11 слов.)
Вопросы и задания:
1. Что случилось с Митей?
2 класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать по слогам короткие тексты;
по вопросам учителя и иллюстрациям рассказывать, о чем читали.
1.Контрольная работа по чтению. Входной срез
Цель работы: проверить:
сформированность
навыков чтения (способ, правильность, осознанность);
умение отвечать на вопросы по содержанию.
I вариант
Спа-ла кош-ка на кры-ше, сжа-ла лап-ки. Се-ла под-ле кош-ки птич-ка. Не си-ди близ-ко, птич-ка, кош-ки хит-ры.
(Л. Толстой), (16 слов)
Вопросы и задания:
1. Где спала кошка?
2. Почему птичке опасно сидеть возле кошки?
II вариант
Мур-ка бе-жит. Со-ба-ка ла-ет. О-са жа-лит. Ко-мар ле-тит. Ча-сы спе-шат. Па-па чи-та-ет.
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева), (12 слов)
Вопросы и задания:
1. О ком и о чём ты прочитал?
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)
.
2.Контрольная работа почтению за I четверть
Цель работы: проверить:
сформированность
навыков чтения (способ, правильность, осознанность);
понимание словосочетаний;
умение отвечать на вопросы по содержанию.
I вариант
Де-ти при-шли в парк. Бел-ка прыг да прыг. Хвост туда, сюда. Дети сме-ют-ся и дают белке орехи.
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева) ,(17 слов)
Вопросы и задания:
1. Кого увидели дети в парке?
2. Чем они угощали белку?
II вариант
Вот рябина. На ней крас-ны-е ягоды. Она ждёт в гос-ти птиц.
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева), (11 слов)
Вопросы и задания:
1. Кого ждёт рябина в гости? Почему?
Контрольная работа по чтению за II четверть
Цель работы: проверить:
сформированность
навыков чтения (способ, правильность, осознанность);
умение отвечать на вопросы по содержанию.
I вариант
Встреча
Коля ловил рыбу. За-шур-ша-ли камыши. На берег вы-полз уж. Мальчик не тронул его. Уж грелся на солнышке. Ужи не я-до-ви-ты.
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева), (21 слово)
Вопросы и задания:
1. Расскажи, о чём прочитал.
2. Почему рассказ назвали «Встреча»?
II вариант
У Миши были сани. Маша и Петя сели на сани.
– Вези сани, Миша.
А у Миши силы нету.
(Л. Толстой) ,(18 слов)
Вопросы и задания:
1. О каком времени года идёт речь в рассказе?
2. Какая зимняя забава описана?
Контрольная работа по чтению за III четверть
Цель работы: проверить:
сформированность
навыков чтения (способ, правильность, осознанность);
умение отвечать на вопросы по содержанию, на вопросы по осмыслению
прочитанного
.
I вариант
Рыбаки
Раннее утро. Тихо. На берегу озера сидят дед и внук. Они ловят рыбу. Вот
Витя поймал леща, дедушка – ерша. Вот какой улов! Пора домой!
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева) (25 слов)
Вопросы и задания:
1. Где дед и внук ловили рыбу?
2. Какую рыбу они поймали?
II вариант
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла.
И в ямку бух!
А там петух!
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева) (20 слов)
Вопросы и задания:
1. О ком ты прочитал?
2. Кто кого догонял?
Контрольная работа по чтению за год
Цель работы: проверить:
сформированность
навыков чтения (способ, правильность, осознанность);
умение отвечать на вопросы по содержанию, на вопросы по осмыслению
прочитанного
.
I вариант
Обед для всех
Резкий ветер щиплет лицо и уши. В лесу можно ходить только на лыжах. Лесные жители бегут к осине. Там корм для многих животных. Кору осины
любят зайцы. Молодые веточки с аппетитом поедают лесные великаны – лоси. В тяжёлую зимнюю пору осина выручает всех.
(Т.В. Игнатьева, Л.И. Тикунова) (45 слов)
Вопросы и задания:
1. Какое время года описано в рассказе?
2. Кто кормится корой осины?
II вариант
Гости
У Маши гости. На столе стоят чайник и чашки. Девочка у-го-ща-ет своих друзей тор-том. Хорош ду-шис-тый чай! Маша сама его готовила. За столом всем было весело.
(Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева), (27 слов)
Вопросы и задания:
Чем девочка угощала своих госте
й?