урок "Что такое творчество". Автор: Агапенкова Ирина, ГКОУ РО "Зерноградская специальная школа -интернат". Работа №113774
Открытый урок по технологии 5 класс
«Что такое творчество»
Подготовила и провела:
учитель технологии Агапенкова И.П.
Конспект урока по теме:
«Что такое творчество»
Предмет
технология
Класс
5
Уровень
Базовый
Учебник
Технология 5 класс под редакцией В.М.Казакевича
Место урока по программе в курсе обществознания 5 класс
Тема «Труд и творчество», урок № 24
Цель урока
Введение учащихся в понимание сущности человеческого труда и процесса творчества.
Задачи урока
Образовательные:
Сравнить работы человека и «работы» животных
;
Познакомить с видами творчества.
Развивающие:
Создать выставку творческих работ учащихся;
Развить творческие способности, фантазию и воображение;
Способствовать развитию художественного вкуса учащихся;
Научить обобщать полученные знания по теме;
Способствовать развитию коммуникативных навыков работы;
Сформировать умение выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения
, логически строить ответ.
Воспитательные:
Воспитать культуру взаимоотношений, поведения, общения, здорового образа жизни, культуры умственного труда, управления своей деятельностью;
Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
Выработать активную жизненную позицию;
Воспитать патриотизм на основе традиций творчества.
УУД
Личностные УУД
Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал.
Познавательные УУД
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Коммуникативные УУД
Готовить сообщение на тему «Народное творчество»
Регулятивные УУД
Проверять и оценивать результаты работы
Планируемые результаты
Образовательные:
Закрепить понятие труда, как жизненной необходимости человеку.
Закрепить знания о ремесле, творчестве, мастерстве.
Развивающие:
развитие навыков анализа и сравнения;
развитие логического и образного мышления;
формирование умения делать и обосновывать логические выводы;
формирование навыков самостоятельного поиска информации;
совершенствование умения учащихся обобщать материалы источников, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.
Воспитательные:
формирование у учащихся отношения к труду, как к одной из важнейших ценностей человека;
воспитание уважительного отношения к труду человека
формирование навыков индивидуальной и коллективной работы.
Тип урока
комбинированный
Форма урока
Лабораторная работа
Основные понятия
Творчество, воображение, фантазия.
Оборудование урока
Мультимедийная доска, презентация Microsoft PowerPoint «Труд и творчество», таблица «Отличие труда животного от труда человека», творческие работы учащихся, альбомные листы, клей, цветная бумага
Литература
Поурочные разработки. Пособие для учителей»; Лосич Л. Н. Сувениры-самоделки. М.,1998.
Ход урока:
Этап урока
Время
Формируемые умения
Деятельность учителя
Результат совместной деятельности
Организацион-ный
момент
Актуализация знаний по теме «Труд»
5 минут
Предметные: умение работать с исторической информацией (датами, фактами);
Метапредметные:
Регулятивные: умение принять учебную задачу;
Коммуникатив-ные: умение аргументировать свою точку зрения;
Интеллектуаль-ные: умение анализировать, выстраивать логические цепочки.
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.
Мы начинаем наш урок. На прошлых занятиях мы говорили, что такое деятельность. Деятельность – это форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
На прошлом уроке мы начали изучение такого вида деятельности человека как труд. Сейчас нам необходимо вспомнить основные моменты, связанные с данной темой.
1.карточки (практическое задание)
Определить, что из проделанного называется деятельностью, а что активностью?)
2. Чем определяется активность животных?
3.Чем определяется деятельность человека?
4. Носить воду решетом, толочь воду в ступе, о какой деятельности идет речь
5. Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят!
Обратив внимание учащихся на это четверостишие и выразительно зачитав его, учитель спрашивает, о каком человеке можно сказать: «У него золотые руки». Выслушав ответы, нужно подвести учащихся к выводу о том, что такую фразу можно сказать о человеке, который воплощает в жизнь то, чему он научился и что он сам придумал. Именно об этом и пойдет речь на уроке.
Эпиграф урока: Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.
(Максим Горький.)
Повторение пройденного материала, готовность к дальнейшей совместной деятельности
Введение темы урока, постановка цели и задач
3 минуты
Умение сформулировать и принять учебную задачу.
Наша цель на этот урок следующая:
осознание сущности процесса творчества и определить характерную черту творчества.
Поставленную цель мы достигнем через решение следующих задач:
Продолжим развитие творческих способностей, фантазии и воображения;
Создадим выставку творческих работ.
Осознание цели и задач урока, готовность к дальнейшей совместной деятельности
Изучение новой темы
23 минуты
Личностные: воспитание уважения к истории своей страны, формирование эстетичности чувств, понимание важности семьи и уважения к родителям;
Предметные: умение работать с историческими датами, фактами, событиями; знание терминов, умение работать с историческими понятиями.
Метапредметные:
Информационные: умение работать с печатными источниками информации, умение извлекать необходимые знания из художественных образов, умение слушать устную речь учителя;
Регулятивные: умение принять учебную задачу;
Коммуникатив-ные: умение работать в группах, договариваться, умение выполнять учебную задачу в отведенное время, умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, умение принимать точку зрения своего собеседника, умение задавать вопросы на уточнение;
Интеллектуаль-ные: умение анализировать и делать выводы.
Ребята! А умеете ли вы не только смотреть, но и видеть, замечать вокруг себя красоту природы, человека. Умеете ли вы не только слушать, но и слышать, неповторимый, захватывающий полет звуков, понимать красоту музыки, природы?
Какие памятники истории есть на территории нашей слободы.
Один из них я хочу Вам сейчас покажу. Узнаете?
Слайд 2-4
Ст.44 Конституции РФ
Слайд 5
Расписаться на памятнике истории или культуры, как и на окрашенной стене или живом дереве, - значит расписаться в том, что ты не культурный, дикий человек и ничего не понимаешь в красоте. Испортить памятник культуры – значит оскорбить мастера, который его создавал, отдавая не только свой труд, но и здоровье, ум, чувства.
Выдумка, фантазия, воображение неотделимы от творчества.
Мир фантазии огромен и многообразен. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать понятиями.
Таким образом фантазия и воображение необходимы нам в повседневной жизни и свойственны некоторым профессиям.
Какие профессии называются творческими?
Слайд 6
Слайд 7
(писателей, поэтов, артистов, художников, композиторов).
Правильно, каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной, не похожа на предыдущую.
Сейчас мы с вами попробуем пофантазировать, будем развивать свое воображение. Интересный способ ввести себя в состояние фантазии заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета. Попробуйте проделать что-то в таком роде:
Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего ветра, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха. Чтобы нам сейчас с вами начать творить прекрасное и дарить этим радость людям, давайте закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в ваших маленьких горячих сердцах.
Что удалось услышать? Что вы почувствовали?
Особое место в культуре любого народа имеет народное творчество
Слайд 8-9
Жостовская роспись
Слайд 10-11
Дымковская игрушка
Слайд 12-13 хохлома
Учебная задача: А сейчас я вас попрошу послушать притчу и понять из нее, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает.
«Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой – человек с холодным сердцем. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал: «Какое оно сильное, могучее, вечное море». А человек с холодным сердцем сказал: «Да, много воды».
Подошли они к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза: «Смотри, какой прекрасный цветок. Да это же и есть та красота, которую мы ищем». «Где ты видишь этот цветок?» – удивился человек с холодным сердцем, – это же серый камень. Вот и трещины в нем, вот и пылью покрыт он, камень». «Да, камень, но там внутри цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо только добраться, освободить его из каменного плена».
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок удивительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прислонился пальцем к чудесному изваянию и сказал: «Да, крепкий камушек».
Беседа:
Что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?
Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?
(Упорство, настойчивость, доброе сердце, трудолюбие.
Эти же качества нам понадобятся сейчас).
Творчество – это способ самореализации человека. Творчество – это источник добра, истины и красоты.
Как вы думаете каждый человек способен к творчеству? А вы?
Сейчас мы с вами постараемся разглядеть красоту весны. Если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной. А чтобы настроиться на соответствующий лад, давайте вспомним отрывки из стихов на весеннюю тематику.
Стихотворение
Работать вы будете в парах, но не забывайте, что вы в одной лодке, или выплывете вместе, или утонете вместе. Поэтому работайте сообща и прислушивайтесь к мнению друг друга.
В любой момент вы можете обратиться за помощью. Но прежде чем приступить к работе, обменяйтесь добрыми взглядами. А теперь преступайте!
Работа в парах.
Вы славно потрудились! Вы достигли цели, которую мы ставили в начале урока – осознали процесс творчества через создание картин весны.
Какая же главная черта творчества - новизна.
Изучение новой темы, получение опыта работы в парах с различными видами информации, приобретение умения выделять ключевые эпизоды, анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, логически строить ответ.
Проверка и контроль знаний
7 минут
Слово учителя.
Здесь нам с вами поможет импровизированный кусочек весны! Сейчас вы будете передавать его из рук в руки по классу пока звучит музыка, если музыка перестанет звучать и дракон останется в ваших руках, то вам предстоит ответить на мой вопрос
1.Что такое творчество?
2.Назови несколько творческих профессий?
3. какие качества необходимы для творчества?
4.Назови главную черту творчества?
Первичное закрепление и усвоение нового материала.
Рефлексия
1 минута
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы.
Анализ ситуации на уроке
Домашнее задание
1 минута
Д.З. практикум стр.90
Я хотела бы сказать вам огромное спасибо за вашу работу на уроке и каждому из присутствующих хочу подарить кусочек весны!
Готовность к выполнению домашнего задания
Приложение 1
Легенда о хохломе
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Приложение 2
Дымковский промысел — возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.
«Свистунья»
В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.
Приложение 3
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. с 1825 г. появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные.