"Опытно-экспериментальная деятельность о свойствах воды "Волшебная капелька". Автор: Колчина Татьяна Александровна, Лопухова Екатерина Александровна. Работа №113780
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе
Тема: « О свойствах воды «Волшебная капелька»
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: подгруппа
Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Задачи:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; развивать речь, мышление, любознательность; воспитывать экологическую культуру; развивать умение делать выводы, умозаключения; воспитывать аккуратность при работе.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, слайды на тему: «Вода».
Ход занятия:
( Дети сидят полукругом)
Воспитатель: Ребята сегодня мне на электронную почту пришло письмо, хотите узнать, что в нем?
Дети: хотим!
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас очень много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, объяснить, что такое вода и откуда она берётся.»
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воде?
Воспитатель читает стихотворение и показывает слайды о воде ( с 1 по 10 ):
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель: Ну что, ребята как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке? Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных.
- Одевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем, оформить книжечку и отправить Незнайке.
Воспитатель: А какие свойства воды вы знаете? Какая она?
Дети : Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.
Текучая, прозрачная. Вода может быть жидкой, твердой и газообразной.
Опыты:
Цель: выяснить есть ли форма у воды.
Воспитатель: Какой формы вода?
Дети: у воды нет формы.
Воспитатель: давайте проверим и докажем. Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую банку. Что происходит с водой?
Дети: Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Воспитатель: какой делаем вывод?
Дети: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Какого цвета вода?
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета? Дети – Лист белого цвета.
Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети – нет.
Воспитатель - Молоко, лист белой бумаги?
Дети – да.
(подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?
Воспитатель - А что можем сказать о цвете воды?
Дети – Вода без цвета.
Воспитатель - Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?
Дети – Вода - бесцветная.
Первое свойство – вода без цвета. (схема)
Вода без вкуса.
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода
Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?
В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)
Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)
Дети - Вода безвкусная.
Воспитатель – добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у Воды?
Дети – Сладкий, соленый и кислый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Встанем из – за своих лабораторных столов и немного разомнемся.
Физкультминутка:
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим.
Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
Воспитатель: Что же мы видим?
Дети: Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: В лаборатории не только ставят опыты но и творят чудеса, вы хотите сделать чудо?
Дети: Да!
Радужный вулкан.
Воспитатель: перед нами стаканы с красителем. Добавляем в них средство для мытья посуды. Возьмите ложки и добавьте по одной столовой ложки с горкой соды, тщательно перемешиваем. Готовы к чуду?
Дети: готовы!
Воспитатель: добавляем соды.
Воспитатель: понравилось делать чудеса? Но нам пора возвращаться в группу и отправлять письмо незнайке.
Воспитатель: подходим к нашему монитору.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Итог: Воспитатель: ребята посмотрите наши проведенные эксперименты превратились в схему. Отправляем письмо Незнайке.
Воспитатель: ребята кто из вас хочет стать главным ученным и рассказать про наши эксперименты?
Воспитатель: мы наденем на него шапку бакалавра, и он сделает выводы о наших свойствах воды.
Ответ ребенка.
Воспитатель: на этом наше занятие окончено вы все молодцы потрудились на славу.