Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

План по самообразованию учителя-логопеда на группе компенсирующей направленности. Автор: Анна Сергеевна Волкова. Работа №113836

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
конкурс работников образования
Описание:
Данная тема выбрана мной не случайно. Я работаю на логопедической группе для детей с ОВЗ (ОНР, ФФНР). Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха. А у детей с речевыми нарушениями данный процесс нарушен, именно поэтому так важно развивать фонематический слух. План разработан для помощи другим специалистам.
Работа:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад №7»

 

 

 

 

 

План

По самообразованию и саморазвитию

учителя- логопеда Волковой А.С.

 

Тема : «Формирование фонематического слуха и восприятия как компонентов речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Благодарный 2019-2020 уч.г.

Самообразование на тему :

«Формирование фонематического слуха и восприятия как компонентов речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО».

Актуальность: Плохая экологическая обстановка, хронические заболевания,

неграмотная речь родителей и педагогов, нехватка времени на совместные

игры, вследствие чего большую часть своего досуга дети проводят у

телевизора и компьютера – всё это причины различных речевых патологий у

детей. Большинство дошкольников не владеют звуковой культурой речи.

Зачастую у ребёнка отличный слух, но специалист у него констатирует «нарушение фонематического слуха». Существует два понятия слуха – биологический (способность воспринимать органами слуха звуки из окружающего нас мира) и фонематический (способность четко различать и анализировать фонемы). Если он нарушен, дети хорошо слышат речь взрослого, но не могут отличить похожие звуки, например, «к» от «г» или «б» от «п». В результате они повторяют и запоминают не то, что им говорят, а то, как они услышали сказанное. При этом интеллект ребёнка может находиться на соответствующем возрасту уровне.

Головчиц Л.А., Лурия А.Р., Черкасова Е.Л. отмечают, что несформированность слухового восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям.

Умение ребёнка сосредотачиваться на звуке или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь. Но важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух - это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.

Фонематический слух включает в себя: способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие - это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.

В настоящее время мультфильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры – основной вид досуга современных детей. И как следствие этого, педагоги отмечают у большинства дошкольников синдром «слухового невнимания» — неумение слышать педагогов, сверстников, себя, что приводит к недоразвитию фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза, поэтому очень много детей не различают звуковые фонемы на слух, не дифференцируют звуки, смешивают их, заменяют на более лёгкие, испытывают затруднения в произнесении слов сложной слоговой структуры. В таком случае мы можем говорить о фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха. 
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Дети могут испытывать трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. 
Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее ребенок будет писать и читать.

Цель : определить, оценить и показать значение формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с актуальностью данной проблемы мною были поставлены следующие задачи:

Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования,

обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.

Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему

«Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста».

Оформить в логопедическом уголке консультацию для родителей: «

Фонематический

слух - основа правильной речи

»

.

Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.

При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

Ожидаемый результат:

1. Повышение качества образования детей с ОВЗ, имеющих нарушения в речевом развитии;

2. Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи: уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка;  осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи; Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов, делить слова на слоги, дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости, определять позицию звука в слове, знать буквы русского алфавита.

3. Повышение интереса воспитанников к самостоятельной творческой деятельности;

 

Содержание работы по самообразованию и саморазвитию.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Год

Мероприятия

Срок выполнения

Результат

 

2019-2020

Обзор современной литературы по изучаемой теме самообразования

 

сентябрь

Отбор теоретического материала

 

2019-2020

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.

2. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.

3. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

4.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

 

 

октябрь

Знания о методиках и методах в работе по развитию фонематического слуха у детей

2019-2020

5.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.

6.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344с.

7.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.,1998.

 

 

декабрь

Знания о методиках и методах по развитию фонематического слуха и восприятия у детей

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

2019-2020

Консультации для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи», «Развиваем слуховое внимание и память».

 

 

ноябрь

Ознакомить родителей логогруппы. Выступление на РМО учителей-логопедов.

 

 

2019-2020

Консультация для педагогов:

«Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста».

 

 

январь

Информация для педагогов ДОУ

 

 

2019-2020

Подобрать дидактический материал: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия»

 

 

 

февраль

Папка для игры

 

2019-2020

Оформление выставки «Моя любимая буква»

март

Совместная работа родителей и детей

 

2019-2020

 

 

Консультация для педагогов: «Роль логоритмики в развитии слухового внимания и восприятия».

 

Апрель

 

 

Семинар-практику для педагогов ДОУ

2019-2020

Написание отчёта о проделанной работе

Май

Отчёт

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×