План по самообразованию учителя-логопеда на группе компенсирующей направленности. Автор: Анна Сергеевна Волкова. Работа №113836
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида «Детский сад №7»
План
По самообразованию и саморазвитию
учителя- логопеда Волковой А.С.
Тема : «Формирование фонематического слуха и восприятия как компонентов речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО».
г. Благодарный 2019-2020 уч.г.
Самообразование на тему :
«Формирование фонематического слуха и восприятия как компонентов речевого развития у детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ФГОС ДО».
Актуальность: Плохая экологическая обстановка, хронические заболевания,
неграмотная речь родителей и педагогов, нехватка времени на совместные
игры, вследствие чего большую часть своего досуга дети проводят у
телевизора и компьютера – всё это причины различных речевых патологий у
детей. Большинство дошкольников не владеют звуковой культурой речи.
Зачастую у ребёнка отличный слух, но специалист у него констатирует «нарушение фонематического слуха». Существует два понятия слуха – биологический (способность воспринимать органами слуха звуки из окружающего нас мира) и фонематический (способность четко различать и анализировать фонемы). Если он нарушен, дети хорошо слышат речь взрослого, но не могут отличить похожие звуки, например, «к» от «г» или «б» от «п». В результате они повторяют и запоминают не то, что им говорят, а то, как они услышали сказанное. При этом интеллект ребёнка может находиться на соответствующем возрасту уровне.
Головчиц Л.А., Лурия А.Р., Черкасова Е.Л. отмечают, что несформированность слухового восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям.
Умение ребёнка сосредотачиваться на звуке или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии, без этой особенности невозможно слушать и понимать речь. Но важно не только слышать звуки, но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом.
Фонематический слух - это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.
Фонематический слух включает в себя: способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие - это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т. к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.
В настоящее время мультфильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры – основной вид досуга современных детей. И как следствие этого, педагоги отмечают у большинства дошкольников синдром «слухового невнимания» — неумение слышать педагогов, сверстников, себя, что приводит к недоразвитию фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза, поэтому очень много детей не различают звуковые фонемы на слух, не дифференцируют звуки, смешивают их, заменяют на более лёгкие, испытывают затруднения в произнесении слов сложной слоговой структуры. В таком случае мы можем говорить о фонетико-фонематическом недоразвитии речи.
Все родители хотят, чтобы ребёнок хорошо учился в школе и при этом не испытывал трудности при обучении письму. Но если у ребёнка нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи. Дети могут испытывать трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Чем раньше начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребёнка, тем грамотнее ребенок будет писать и читать.
Цель : определить, оценить и показать значение формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с актуальностью данной проблемы мною были поставлены следующие задачи:
Повышать собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования,
обзор информации в интернет ресурсах по изучаемой теме.
Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.
Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему
«Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста».
Оформить в логопедическом уголке консультацию для родителей: «
Фонематический
слух - основа правильной речи
»
.
Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.
При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.
Ожидаемый результат:
1. Повышение качества образования детей с ОВЗ, имеющих нарушения в речевом развитии;
2. Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с нарушениями речи: уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка; осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи; Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов, делить слова на слоги, дифференцировать звуки по звонкости –глухости, твёрдости-мягкости, определять позицию звука в слове, знать буквы русского алфавита.
3. Повышение интереса воспитанников к самостоятельной творческой деятельности;
Содержание работы по самообразованию и саморазвитию.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Год
Мероприятия
Срок выполнения
Результат
2019-2020
Обзор современной литературы по изучаемой теме самообразования
сентябрь
Отбор теоретического материала
2019-2020
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.
2. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Н.В. Дурова. – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.
3. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.
4.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
октябрь
Знания о методиках и методах в работе по развитию фонематического слуха у детей
2019-2020
5.Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
6.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344с.
7.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.,1998.
декабрь
Знания о методиках и методах по развитию фонематического слуха и восприятия у детей
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2019-2020
Консультации для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи», «Развиваем слуховое внимание и память».
ноябрь
Ознакомить родителей логогруппы. Выступление на РМО учителей-логопедов.
2019-2020
Консультация для педагогов:
«Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста».
январь
Информация для педагогов ДОУ
2019-2020
Подобрать дидактический материал: «Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия»
февраль
Папка для игры
2019-2020
Оформление выставки «Моя любимая буква»
март
Совместная работа родителей и детей
2019-2020
Консультация для педагогов: «Роль логоритмики в развитии слухового внимания и восприятия».
Апрель
Семинар-практику для педагогов ДОУ
2019-2020
Написание отчёта о проделанной работе
Май
Отчёт