Методический аспект повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада посредством проектной деятельности. Автор: Шабалина Нина Викторовна. Работа №113952
Методический аспект повышения профессиональной компетентности педагогов детского сада посредством проектной деятельности
Шабалина Н.В. ст/воспитатель МБДОУ д/с №49 «Лесная сказка»
Проблемы реализации ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений, по – прежнему, остаются одними из самых актуальных и обсуждаются на разных уровнях.
В настоящее время без внедрения новых идей и технологий, в работе каждого ДОУ невозможна модернизация дошкольного образования.
Данные новшества повлияли и на подходы к работе с педагогическими кадрами в детском саду. Так, стандартизация устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым.
Ключевым фактором успешной реализации ФГОС ДО является педагог (его профессиональные личностные качества).
На современном этапе совершенствование кадрового потенциала системы дошкольного образования - первостепенная задача методической службы детского сада, поэтому методическая работа ст/воспитателя должна быть направлена на становление педагога нового формата: инициативного, творческого, чувствующего ритм времени, именно старший воспитатель осуществляет поддержку и оказывает педагогам помощь в профессиональном самообразовании.
Что же можно предпринять в дошкольной образовательной организации для развития перечисленных качеств? Насколько готовы педагогические работники к реализации стандарта? Как планировать дальнейшую работу?
Несомненно, эти вопросы волнуют администрацию детского сада. Для эффективного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования в практику, была необходима организация соответствующих мероприятий, прежде всего внутри детского сада.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, обладающего развитым стилем мышления, умением вести исследовательскую работу, считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Для оказания помощи педагогам детского сада в осмыслении нового содержания деятельности был разработан инновационно - управленческий проект «Педагог нового формата» по формированию профессиональной компетентности педагогов.
Цель: организация методической поддержки, повышение профессиональной компетентности и творческого роста педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Обосновать актуальность проблемы исследования, изучить степень ее разработанности.
2. Разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов, представляя условия для самосовершенствования и интерактивного обучения, направленные на развитие профессиональной мобильности педагогов.
3. Апробировать модель повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в процессе методической работы.
4. Активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению педагогического опыта и его распространения, создавая условия выхода педагогов на уровень активного саморазвития.
Срок реализации проекта: 2017 - 18 уч./г.
К профессиональной компетентности специалиста как педагогической проблеме исследователи в основном стали обращаться в 80-90 гг. XX столетия. На сегодняшний день понятие «профессиональная компетентность» не имеет определённой трактовки.
«Компетенция» - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач.
Изучению проблем профессионального развития педагога в процессе методической работы, посвящены исследования многих авторов.
В психолого-педагогической литературе широко обсуждаются различные аспекты деятельности ДОУ. Организация педагогического процесса и содержание образовательной деятельности ДОУ рассматривается К..Ю. Белой, Н.В. Микляевой Ю.В. Микляевой, В.Н.Дубровой, А.Н. Бондаренко, Т.В. Волосовец, Л.В. Поздняк и др. Освещению проблем профессионального развития педагогов в процессе профессиональной деятельности посвящены исследования Н.В.Кузьминой, Л.М.Митиной и др. На разработку технологий профессионального обучения специалистов ориентированы научные труды А.А.Вербицкого, В.Ю. Кричевского, М.П. Сибирской и др.
Проведенный анализ исследований, посвященных развитию профессиональной компетентности и формирующих ее компетенций, изучение материалов по истории педагогики образования, нормативных документов подтверждают, что до сих пор не сформирован комплексный подход к определению сущности и содержания профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида, их диагностированию и последующему моделированию. Это дает возможность говорить о противоречиях: на социально-педагогическом уровне; между возросшими нормативными требованиями системы дошкольного образования к уровню проявления профессиональных компетенций воспитателей ДОУ и недостаточности ориентацией этих требований на педагогическую деятельность; на научно-педагогическом уровне: между необходимостью отбора содержания и технологий, развития профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации и недостаточным, теоретическим обоснованием этого отбора в практике повышения квалификации.
Необходимость разрешения данных противоречий обуславливает актуальность данного исследования, а также определяет его проблему: как, каким образом обеспечить развитие профессиональных компетенций воспитателей ДОУ?
Практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему проекта. Обобщение работ, посвященных компетентным подходам, позволило смоделировать процесс повышения компетентности педагогов нашего детского сада.
Внедрение в образовательный процесс ФГОС ДО в нашем детском саду потребовало тщательного анализа педагогической деятельности. Нам предстояло определить сильные и слабые стороны педколлектива.
Сильные стороны.
- значительный процент творчески работающих педагогов;
- большое количество педагогов с высшим профессиональным образованием;
- полная укомплектованность педагогического персонала ДОУ, отсутствие вакансий;
- использование многими педагогами личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми;
-- потребность в повышении квалификации.
Слабые стороны.
- нежелание некоторых педагогов менять формы работы с детьми;
- ломка стереотипов у опытных педагогов, вызывающих ускорение эмоционального выгорания;
- шаблонность проведения образовательной деятельности педагогами с большим стажем работы;
- недостаточное использование частью педагогов информационно-коммуникативных технологий.
- недостаточный уровень практической подготовки начинающих воспитателей.
В тоже время коллектив ДОУ понимает, что для реализации ФГОС ДО необходима смена педагогического мышления и сознания, а это достаточно сложный и небыстрый процесс.
Особое значение в системе работы по активизации профессиональной деятельности педагогов занимает методическая работа. Ее главная цель – создать в ДОУ такую образовательную среду, в которой будет полностью реализован потенциал каждого педагога и всего педколлектива в условиях стандартизации.
Образовательная деятельность - процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, решающий задачи обучения, воспитания и развития личности в соответствии с современными требованиями в той или иной области.
Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности
воспитательно
- образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
Проектировочных:
умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
Организаторских:
умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
Коммуникативных:
умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Методическая работа осуществляется нами поэтапно, согласно разработанному проекту «Педагог нового формата».
I. Организационно-подготовительный этап.
Цель: обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
1. Мониторинг компетентности педагога.
2. Создание правового поля: формирование банка нормативно - правовых документов при формировании кадровой политики в управлении персоналом.
3. Создание системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей дошкольного образования.
4. Изучение и анализ научно – методической литературы.
На данном этапе сформировали в детском саду нормативно-правовую базу. В пакет документов были включены не только документы федерального, регионального и муниципального уровней, но и документы, разработанные ДОО: положение о творческой группе, положение о комплексно – тематическом планировании, положение о педагогическом наставничестве, положение о самообразовании, также был утверждён план - график повышения квалификации педагогических кадров на три года. Разработанные положения позволили внести ясность и упорядоченность в организацию работы детского сада. Понимание данных аспектов помогло определить основные направления мониторинга компетентности педагога и развития педагогического коллектива, а также методы диагностики: наблюдения за деятельностью педагогов, тестовые и анкетные методики, но приоритетными, мы, все-таки, определили индивидуальные формы взаимодействия для каждой группы педагогов.
На данном этапе было проведено анкетирование, тестирование; на основе исследований И. Ю. Соколовой, В.А. Сластёнина.
В процессе диагностики включённости педагогов в профессиональную деятельность появилась возможность разделить педагогов на три группы (педагогические объединения).
Результаты мониторинга позволили пересмотреть систему методической работы с педагогами, выделить наиболее эффективные формы взаимодействия с педагогическим коллективом. Большинство педагогов приняли базовые ценности детского сада, понимают значимость и ответственность работника детского сада.
Мы считаем необходимым осуществлять дифференцированный подход к повышению квалификации каждого педагога с учётом категории, уровня подготовленности, опыта работы, образования, выявленных недостатков в организации педагогического
<Object: word/embeddings/_____Microsoft_Excel_97-20031.xls>
II. Практический этап.
Цель: Повышение профессионального уровня педагогических работников. Обеспечение теоретической и практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности:
1. Создание комплексной программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию кадрового потенциала.
2. Внесение изменений в структуру методической деятельности: создание инициативных творческих групп.
3. Пополнение педагогами базовых научных и методических знаний.
4. Активное участие педагогов в методической работе на уровне города, участие в работе научно - практических конференций, вебинаров, конкурсов, выставке материалов передового педагогического опыта.
5. Работа по темам самообразования в соответствии со своими образовательными потребностями и интересами.
На данном этапе мы приступили к реализации программы повышения профессионального мастерства педагогов по обновлению образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно - правовыми документами, проанализировали методический статус из числа 15 педагогов.
Проанализировав статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов, мы отметили, что у некоторых из них устаревший взгляд на задачи и положения дошкольного образования, однообразие методического арсенала, зависимость профессионального развития от условий, отсутствие системы самообразования, нехватка знаний и умений обобщить свой опыт по изучаемой проблеме. Как выяснилось, не все педагоги готовы к изменениям, некоторые из них занимают пассивную позицию.
Педагоги выделенных категорий имеют разные образовательные потребности, поэтому методическая работа с ними должна осуществляться дифференцировано.
Мы объединили педагогов в три инициативные группы. Первая микрогруппа – 6 педагогов.
Педагоги-новаторы, передовики, с высоким уровнем профессиональной подготовки, обладающие повышенным уровнем ответственности, главные проводники новых технологий, разработчики методического инструментария. Это педагоги, работающие на частичном самоконтроле; имеющие большой педагогический стаж, достаточный творческий потенциал, реально оказывающие помощь администрации детского сада в планировании, проектировании образовательного процесса, проведении аттестационной процедуры. Они свободно осуществляют самоанализ своей деятельности, выявляют характер проблем, намечают пути коррекции. Педагоги этой группы принимали участие в разработке образовательной программы детского сада. Методическим продуктом данной группы педагогов являются: рекомендации по разработке предметно - пространственной среды, участие в разработке комплексно – тематического планирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в разработке рабочих программ образовательной деятельности педагогов детского сада, примерных карт для самодиагностики профессиональных компетенций воспитателей.
Вторая микрогруппа - педагоги с умеренной активностью «Золотая серединка» - 7 педагогов.
Это работоспособные педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство, но более умеренны в проявлении инициативы, со своим устоявшимся стилем работы, - педагоги, нуждающиеся в методической помощи. Данные педагоги никогда не спешат в работе, но в то же время не хотят быть в числе последних. Они включаются в работу в основном только тогда, когда новое будет воспринято большинством. Такие педагоги с удовольствием работают по новым, но уже апробированным программам.
Проведение практических занятий дало возможность педагогам проанализировать собственные действия в профессионально значимых ситуациях и творческую самореализацию. Организация педагогом - психологом тренингов способствовала повышению эмоциональной устойчивости, формированию умения эффективно взаимодействовать и вести профессиональный диалог (убеждать, аргументировать, высказывать суждения, согласовывать свои действия с действиями коллег, анализировать). Обыгрывание различных игр и упражнений способствовало успешному развитию у педагогов чувства уверенности, снижению тревожности.
Третья микрогруппа «Новенькие» (педагоги-стажеры) – 2 педагога.
Педагоги, находящиеся на этапе становления. Это самая неустойчивая группа молодых специалистов, молодые, начинающие педагоги. Они ещё только встраиваются в педагогический процесс, основной формой педагогического общения и профессионального совершенствования для «новеньких является наставничество и организация деятельности в «Школе молодого педагога». Как старший воспитатель, я обращаю внимание на темперамент, темп работы начинающего воспитателя для того, чтобы определить ему напарника. Очень часто «новичок» сам сближается с опытными работниками и по собственной инициативе начинает посещать режимные моменты, образовательную деятельность, обращается за советами. Так зарождается педагогическое сотрудничество. Задача методической службы в работе с молодыми специалистами заключается в том, чтобы помочь начинающему педагогу адаптироваться к новым условиям, способствовать его профессиональному становлению. В особую структуру модели методического сопровождения входит «Школа молодого педагога», которая является частью повышения квалификации начинающих педагогов. Молодые воспитатели нуждаются в помощи, в потребности получить методическую, психолого-педагогическую и другую информацию, пройти стажировку у педагогов - новаторов. На заседаниях «Школы молодого педагога» педагоги – профессионалы показывают мастер – классы, дают рекомендации по организации образовательного процесса. Обязательным атрибутом Ш.М.П. являются коммуникативные игры, тренинги, интерактивные «ледоколы», то есть приемы, которые формируют у начинающих педагогов навыки позитивного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами, способствуют сплочению коллектива и повышению качества работы.
Анализируя деятельность практического этапа, можно отметить, что в соответствии с данными результатами, была разработана Программа развития кадрового потенциала. Данная программа предполагает как индивидуальную, так и коллективную формы работы с педагогами, с учетом имеющейся профессиональной позиции. Внедрение программы потребовало от нас более активных форм организации обучения каждого педагога и всего коллектива в целом: Для достижения высокого уровня профессиональной компетентности мы используем разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приемы, в первую очередь, мы выделяем практические формы работы:
- тренинги личностного роста «Стили нашего общения», «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»;
-стажировка «Наставник - ученик»
- обучающие семинары: «Организация деятельности детского сада по профессиональному развитию педагогов», «Современные инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ»;
- семинары - практикумы: «Создание условий для повышения компетентности педагогов в общении с детьми, родителями и коллегами».
- мастер- класс: «Хочу, могу, умею» - о возможностях использования ИКТ в целях повышения качества образовательных услуг.
- деловые игры: «Модель современного педагога», «Социальное развитие дошкольника через новаторство и мастерство педагога» и другие.
- интерактивные методы обучения, строящиеся на диалоге: консалтинг – час «Алгоритм создания индивидуального маршрута самообразования педагога», «Использование коммуникативных техник общения в ситуациях публичного выступления», «Диалог по цепочке» (с адресацией вопроса коллеге, передача вопроса другому), «Горячий стул» (вопросы опытному коллеге без предварительной подготовки), «Аквариум» (формирование умения вести публичный диалог перед зрителями, анализировать представленную ситуацию) и другие.
Мы выстраиваем работу так, чтобы научить педагогов самостоятельно искать пути решения возникающих в процессе деятельности проблем, создать условия для объединения в группы, творческие коллективы.
Каждый педагог в конце учебного года проводит самоанализ своей профессиональной деятельности и определяет для себя перспективный план самообразования по методической теме на следующий учебный год, обязательно исходя из целей и задач всего педагогического коллектива.
В рамках подготовки к аттестации на первую и высшую категории в детском саду был проведён фестиваль педагогических достижений, который помог педагогам подготовить «Аттестационный портфолио». Представили портфолио двенадцать педагогов из пятнадцати, что составляет 87% от общего числа педагогического состава.
В результате проведённой работы повысилась профессиональная компетентность педагогов детского сада, возросла потребность в повышении квалификации, установлении тесного сотрудничества с родительским сообществом и социумом. Большинство педагогов приняли базовые ценности ДОУ, понимают значимость и ответственность работника детского сада, определилась активная позиция педагогов в профессиональном росте профессии педагога.
III этап – внедренческий
Цель: Оценка эффективности методического сопровождения деятельности педагогов. Повышение мотивации к труду и качеству образования.
Содержание деятельности:
1. Повышение социального статуса и престижа профессии педагога, оказание психологической поддержки педагогам в условиях реализации стандарта;
2. Определение дальнейших путей совершенствования методической работы, обеспечивающих реализацию стандарта.
В каждом детском саду складывается своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от сплоченности коллектива, его творческой направленности, профессиональной и личной зрелости каждого педагога. Большое внимание уделяем методическому контролю за ходом образовательной деятельности, цель которого заключается в оценке уровня профессиональной компетентности каждого педагога, оказании своевременной помощи в совершенствовании профессиональной деятельности. Помимо текущего контроля в ДОУ используем взаимоконтроль и самоконтроль. Результативность контрольно - аналитической деятельности обсуждаем на педагогических советах. Данный этап характеризуется тем, что на сегодняшний день сформировалась команда педагогов. Основные направления работы команды заключаются в совершенствовании профессиональной компетентности, мастерства и обмена опытом работы как внутри детского сада, так и за его пределами.
Обработка промежуточных результатов выявила позитивные изменения общего уровня профессиональной компетентности:
-высокий уровень достиг - 40% против 10%.
-средний уровень претерпел изменения, его показатель составил 60% против70%
-низкий уровень отсутствует.
Данный этап позволил проследить динамику повышения профессиональной компетентности педагогов, ее влияние на качество педпроцесса.
Уровень профессиональной
компетентности педагогов
<Object: word/embeddings/_____Microsoft_Excel_97-20032.xls>
Вывод
Работа по реализации Стандарта показала,что педагоги пытаются реализовать новые идеи и технологии на практике в соответствии с актуальным уровнем их осмысления, опираясь на сложившиеся у них ранее установки и стереотипы. В попытках разрешить эти проблемы, они постепенно приходят к более целостному и глубокому пониманию и организуют свою практическую работу. Реализация проекта позволила нам выйти на такие результаты:
-стабильность оптимального уровня освоения детьми прграммы на протяжении 3 лет;
- призовые места в городских, Республиканских конкурсах;
-участие педагогов в работе Республиканских, Всероссийских конференций;
- улучшение психологического микроклимата в коллективе;
- рост творческой активности педагогов.
Таким образом, инновационно-управленческий проект «Педагог нового формата» является эффективной формой методической деятельности, помогающей старшему воспитателю в работе с педагогами, в повышении их профессиональной компетентности.
В инновационном банке детского сада на сегодняшний день 7 лучших методических разработок. Это коллективные проекты и авторские идеи, инновационные педагогические технологии .
Я, как старший воспитатель, стараюсь всеми силами помочь педагогам: вдохновляю их на поиск, помогаю выявить цель деятельности, наметить перспективное планирование, индивидуальный маршрут самообразования.
Результативность:
Создано комфортное пространство
для профессионального роста педагогов детского сада.
Разработана и внедряется внутри детского сада система повышения квалификация педагогов.
Активизирована работа органов самоуправления ДОУ с целью вовлечения в образовательный процесс педагогов.
Сформировано р
езультативное участие педагогов и воспитанников в конкурсах различных уровней.
Список используемой литературы:
1. ВиноградоваН.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая в ДОУ. Эффективные формы и методы. М., 2008.
2. Волошина Л.Н., Серых Л.В., Нагель О.Н. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. М., 2014.
3. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: Метод. пособие. М., 2012.
4. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Содержание управленческой деятельности руководителей ДОО. Дошкольная образовательная организация: управление результатом. М., 2018.
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155.