Программа дополнительного образования "Мастерская природы". Автор: Программа дополнительного образования "Мастерская природы" ☼. Работа №114824
Рассмотрена на
педагогическом совете
Протокол №____
От_____________
Утверждаю
Директор МБОУ МСШ №2
__________Г.А.Лесина
_______________________2019г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мильковская средняя школа №2»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Мастерская природы»
Составила:
Шагалкина Наталия Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
С.Мильково
2019г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ВИД: образовательная
ТИП: модифицированная
НАЗВАНИЕ УЧЕБНОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ: «Мастерская природы»
ПЕДАГОГ: Шагалкина Наталия
Вячеславовна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЛАСТЬ: декоративно-прикладное искусство
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 3 года
ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: 7-14 лет
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА: групповые, индивидуальные
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: участие в муниципальных, областных, российских, конкурсах.
Пояснительная записка
В современном мире художественное мышление, связывающие нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Программа составлена на основе программ: А.Е.Бац «Природа и фантазия», Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова, Н.Н. Горбатова, Н.П.Конькова «Обучение детей 5-7 лет навыкам прикладного творчества с опорой на игровые технологии». Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены и современные виды рукоделия, такие как лепка из полимерной глины, мыловарение, декупаж, роспись ткани акриловыми красками.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа «Мастерская природы» рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей 7-14 лет.
(144 часа – первый, второй год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа; 216 часов - третий год обучения, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа)
Цель программы «Мастерская природы» – развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой .
Задачи программы:
по
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формировать
творчески
е
способност
и
, духовн
ую
культур
у
;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
В программу включены следующие разделы:
Работа с природным материалом
Поделки из бросовых материалов
Лепка из соленого теста
Мыловарение
Создание обережных кукол
Роспись по ткани
Подготовка к праздникам:
Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
23 февраля (открытка для папы, дедушки);
8 марта (изготовление и упаковка мыла для мамы, бабушки);
Пасха (традиционная роспись яиц).
Выставки, конкурсы.
Информативный материал по каждому разделу, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
1. эскиз,
2. воплощение в материале,
3. выявление формы с помощью декоративных фактур.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- правила сбора и хранения природного материала;
- виды народных промыслов, сведения об использовании природных
- материалов в изделиях народных промыслов;
- правила и законы композиции, понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия»;
- правила техники безопасности во время работы с различными инструментами и природными материалами, а также во время проведения экскурсий и походов.
Обучающиеся должны уметь:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- лепить из соленого теста;
- готовить мыло простых форм из мыльной основы;
- шить обережных кукол с применением соломы, трав, круп;
- наносить и закреплять рисунок на ткань акриловыми красками;
- мастерить открытки в различных техниках аппликации;
- выражать свое отношение к природе в художественном образе;
- применять полученные знания в практической жизни;
Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.
Дидактический материал:
Книги, журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления поделок.
Фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.
Оценка результатов
1. Способы подведения итогов по учебной программе:
- выставки,
- конкурсы,
- творческие отчеты.
2. Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся:
- контрольные работы,
- тестирование.
3. Способы диагностики удовлетворённости учебным процессом и его результатами, способы выявления влияния всего процесса на развитие учащихся:
- анкеты,
- психологические тесты.
4. Основные критерии оценки работ обучающихся:
- аккуратность выполнения работы,
- соответствие работы образцу,
- общий эстетичный вид работы,
- бережное отношение к природным объектам, материалам,
- наличие авторской идеи, творческого замысла.
Учебно-материальная база:
1. Помещение.
2. Методическая литература.
3. Шкаф для хранения инструментов природного материала, готовых работ.
4. Инструменты и приспособления (ножницы, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, природный материал) имеются в кабинете. Глина, пластилин, нитки и т.д. приносятся кружковцами по мере необходимости.
5. Дидактический материал.
6. Образцы работ на каждое практическое занятие.
Тематический план программы
«Мастерская природы»
1 год обучения
Наименование тем
Всего часов
Теоретич.
Практич.
1. Давайте познакомимся.
2
1
1
2. Земля - наш общий дом.
14
6
8
3. В чудесном лесу.
36
12
24
4. Идет волшебница зима.
16
6
10
5. Цветоделие
22
8
14
6. Рисуем, лепим, мастерим.
16
4
12
7. Лесное царство (поделки из природных материалов)
24
8
16
8. Чудесные превращения (поделки из бросовых материалов)
12
4
8
9. Итоговое занятие.
2
2
-
Итого:
144
60
84
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
первого года обучения.
1. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Ознакомление с планом работы кружка, с материалами и инструментами, используемыми на занятиях.
2. ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ
Мы познаём мир. У природы нет плохой погоды. Краски осени. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Дары осени. Викторина «Что нам осень подарила»
Практические работы:
Заготовка природного материала. Обработка собранного материала. Изготовление гербария. Изготовление объёмной аппликации «Осенний лес». Оформление работы «Дары осени».
Экскурсии:
«Осень в природе».
3. В ЧУДЕСНОМ ЛЕСУ
Любуемся природой, учимся у природы. Что нас окружает. Что это за дерево. Природа и её сезонные изменения. Насекомые – часть живой природы. Не просто букашки. Бабочки – застывшие цветы. Гусеничная страна. Пернатые друзья. Удивительные одеяния и повадки. Как птицы готовятся к зиме. В поисках пищи. Животные - часть природы.
Практические работы:
Изготовление насекомых из камней. Оригами «Жук». Изготовление закладки «Гусеница». Изготовление мобиля «Летающие пчёлки». Коллективная аппликация «Бабочки летают». Оформление панно «Мой барашек самый лучший». «Сова - мудрая голова». Работа с природным материалом. Работа с пластилином.
Экскурсии:
Экскурсия в парк «Что это за дерево».
4. ИДЁТ ВОЛШЕБНИЦА ЗИМА
Год декабрем кончается, а зима начинается. Как помочь птицам зимой. Сотвори подарок сам. Рождественская гирлянда. Объёмная композиция. Мастерская Деда Мороза. Праздник «Что такое Новый год?» Снежные загадки.
Практические работы:
Изготовление новогодних композиций. Оформление рождественской гирлянды. Мастерская Деда Мороза.
Экскурсии:
«В декабре, в декабре все деревья в серебре».
5. ЦВЕТОДЕЛИЕ
Знакомство с разделом «цветоделие». Использование различных материалов при изготовлении цветов. Объёмные цветы из гофрированной бумаги. Цветок-бутон. Восьмилепестковый цветок. Ажурный цветок. Цветочные «поздравлялки». Открытка по поводу. Конкурс « Я открытку смастерю…». Необычное из обычного.
Практические работы:
Оформление панно: «Сакура», «Ландыши», «Ветка сирени». Изготовление открытки: «Одуванчики», «Цветочное ассорти».
6. РИСУЕМ, ЛЕПИМ, МАСТЕРИМ
Способы рисования. Материалы для рисования. Понятие о цвете. Рисунок пятном. Тесто - природный материал, используемый в декоративно-прикладном творчестве. Материалы и приспособления для изготовления украшений из солёного теста. Кольца и подковы. Объёмные фигурки. Групповая работа «Ваза с фруктами» (тесто). Кольцо с фруктами. Творческая мастерская «Рисуем, лепим, мастерим»
Практические работы:
Изображение животных. Оформление выставки «Как прекрасен этот мир». «Эти забавные животные»- объёмная лепка. Оформление работ: «Ваза с фруктами», «Кольцо с фруктами».
7. ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО (поделки из природных материалов) Знакомство с материалами. Осенний букет (аппликация из листьев). Игрушка из шишек. Гнездышко из веток и соломы. Строим дом. Создание композиции из природных материалов. Панно из природного материалов. Декорирование фоторамки. Поделки из пробок. «Живые» камни. Картины из крупы.
Практические работы:
Панно из природного материала-индивидуальная работа. Изготовление фоторамки. Роспись на камне.
8. ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ (поделки из бросовых материалов)
Декор бутылки (роспись, декупаж). Игрушки из спичечных коробков. Волшебная шкатулка (изготовление и декорирование шкатулок: пуговицами, крупами, природными материалами) Ангел. Изготовление цветов для украшения фоторамки ( мекошвина). Вторая жизнь цветочного кашпо.
Практические работы:
Индивидуальная работа-шкатулка. Коллаж из природного материала. Украшение стеклянных бутылок. Ангел из пластикового стаканчика.
9.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Подведение итогов работы кружка за год.
Организация выставки лучших работ.
Тематический план программы
«Мастерская природы»
2 год обучения
Наименование тем
Всего часов
Теоретич.
Практич.
1. Давайте познакомимся
2
1
1
2. Цветоделие
18
4
14
3. Лесное царство
14
11
3
Мукосолье
16
5
11
Предновогодние хлопоты
10
2
8
Сотвори подарок сам
18
4
14
Девичьи похвастушки.
12
2
10
Чудесные превращения (поделки из бросовых материалов)
14
3
11
"Обережная кукла" (создание традиционных кукол)
18
5
13
Что такое декупаж?
10
2
8
Узоры из бумажных лент
10
3
7
Выставка работ. Награждение детей.
2
1
1
Итого:
144
41
103
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
второго года обучения.
1. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Ознакомление с планом работы кружка, с материалами и инструментами, используемыми на занятиях.
2. ЦВЕТОДЕЛИЕ
Знакомство с разделом «Цветоделие». Использование различных материалов при изготовлении цветов. Объёмные цветы из гофрированной бумаги. Ажурный цветок. Цветочные «поздравлялки». Открытка по поводу. Съедобный букетик. Цветы из фоамирана. Необычное из обычного.
Практические работы:
Оформление панно: «Сакура», «Ландыши», «Ветка сирени». Изготовление открытки: «Одуванчики», «Цветочное ассорти».
3. ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО
Осенний букет. Декор бутылки (декупаж, аппликация). Коллаж из природных материалов.Мешочек счастья. Декор из ракушек.
4. МУКОСОЛЬЕ
Как приготовить солёное тесто. Основные приёмы работы. Лепка совместной композиции по мотивам сказки. Рыба моей мечты. Соленушки-насыпушки.
5. ПРЕДНОВОГОДНИЕ ХЛОПОТЫ
Год декабрем кончается, а зима начинается. Сотвори подарок сам. Рождественская гирлянда. Объёмная композиция. Мастерская Деда Мороза.
6. СОТВОРИ ПОДАРОК САМ
Папье-маше. Технология изготовления. Эти забавные животные. Шкатулочка с секретом. Кофейные фантазии. Открытка по поводу. Волшебные камни.
Практические работы:
Изготовление животных в технике папье –маше. Композиции, панно с использованием кофейных зёрен. Открытка. Шкатулка в технике декупаж. Насекомые из камней.
7. ДЕВИЧЬИ ПОХВАСТУШКИ
Новинки в мире материалов для творчества (Фом, сизаль, фетр) Заплетём косички. Брелочки, закладочки и многое другое. Моя любимая заколка.
8. ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ (поделки из бросовых материалов)
Декор бутылки (роспись, декупаж). Волшебная шкатулка (изготовление и декорирование шкатулок: пуговицами, крупами, природными материалами) Ангел. Изготовление цветов для украшения фоторамки ( мекошвина, ленты, ткань). Вторая жизнь цветочного кашпо. «Кожаный кошелёк»
Практические работы:
Индивидуальная работа-шкатулка. Коллаж из природного материала. Украшение стеклянных бутылок. Ангел из пластикового стаканчика. «Кожаный кошелёк»- сувенир.
9. ОБЕРЕЖНАЯ КУКЛА
Знакомство с обережными куклами. Народные верования и традиции. Домовёнок. «Ангел-хранитель». «Крупеничка». «Неразлучники». «Перевёртыш». Выставка-конкурс «Обережная кукла». Подведение итогов.
Практические работы:
Изготовление кукол: Домовёнок. «Ангел-хранитель». «Крупеничка». «Неразлучники». «Перевёртыш».
10. ЧТО ТАКОЕ ДЕКУПАЖ?
Что такое декупаж? Инструменты и материалы. Декупаж с использованием различного декора.
Практические работы:
Стаканчик для карандашей. Бутылочка с монетками.
11. УЗОРЫ ИЗ БУМАЖНЫХ ЛЕНТ
Что такое квилинг? Материалы и инструменты. Основные приёмы. Любимые садовые цветы. Растения в нашем доме.
Практические работы:
Бугенвиллея, наперстянка, цикламен, роза
Тематический план
программы
«Мастерская природы»
3 год обучения
Наименование тем
Всего часов
Теоретич.
Практич.
1. Давайте познакомимся
3
1
2
2. Пустячок, а приятно
45
6
39
3. Новогодний марафон
30
12
18
4. Текстильные куклы
48
8
40
5. Я дизайнером родился
54
12
42
6. Мыльные фантазии
15
3
12
7. Рисуем на ткани
21
5
16
Итого:
216
59
157
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
третьего года обучения.
1. ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Ознакомление с планом работы кружка, с материалами и инструментами, используемыми на занятиях.
ПУСТЯЧОК, А ПРИЯТНО
Плетение из бумажных трубочек. Материалы и инструменты. Понятие «плетение и кручение». Виды плетения, формы. Плетение круглой корзинки. Окрашивание и декорирование корзинки.
Мозаичная техника. Понятие «Мозаичная техника». Картины из камней, ракушек, скорлупы яйца.
Масса папье-маше, что это такое. Изготовление сувениров из массы папье-маше. Забавные игрушки из бросового материала. Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.
Практические работы:
Заготовка трубочек для плетения. Плетение круглой корзинки. Окрашивание и декорирование корзинки. Изготовление панно из природного материала. Динозаврики. Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки.
НОВОГОДНИЙ МАРАФОН
Изготовление листовок: «Вместо ёлки праздничный букет». Изготовление ёлочек из бросового материала. Агитбригада «Сохраним мы хвойный лес!»
Практические работы:
Изготовление листовок, открыток. Изготовление костюмов для выступления агитбригады.
ТЕКСТИЛЬНЫЕ КУКЛЫ
Текстильные куклы в славянской культуре. Обереговые народные куклы. Русский быт. Обереги викторина «Русская изба»
Народная кукла из ниток. Кукольный театр. Изготовление кукол. Распределение ролей. Постановка сказки
Практические работы:
Изготовление кукол: Благополучие, Масленица, Счастье, Столбушка, Домовёнок. Изготовление кукол для сказки. Изготовление декораций.
5. Я ДИЗАЙНЕРОМ РОДИЛСЯ
Что такое дизайн? Дизайн ободка для волос. Изготовление мешочка для мелочи. Разработка коллекции одежды из бросового материала: «Зима-Лето». Изготовление эскизов моделей одежды. Изготовление моделей одежды Отработка сценической походки. Выступление театра «Зима-лето».
Практические работы:
Изготовление эскизов моделей одежды. Изготовление костюмов. Дефиле в костюмах. Выступление театра: «Зима-Лето»
5. МЫЛЬНЫЕ ФАНТАЗИИ
Знакомство с материалом, процессом изготовления. Техника безопасности. Мыло-скраб. Фруктовое ассорти. Мыло в форме цветка. Упаковка и оформление подарка.
Практические работы:
Мыло+. Мыло из форм. Мыльные камни. Оформление подарка.
6. РИСУЕМ НА ТКАНИ
Знакомство с акриловыми красками. Техника нанесения. Шитье заготовки сумки – мешка. Роспись сумки. «Разрисуй футболку к лету».
Практические работы:
Индивидуальная работа: сумка-мешок (роспись по ткани), футболка (аппликация +роспись по ткани)