Проектная деятельность в первой младшей группе На тему: «В гости к сказке». Автор: Пальцева Оксана Владимировна. Работа №123036
Проектная деятельность в первой младшей группе
На тему: «В гости к сказке»
Составитель: воспитатель первой младшей группы
Пальцева О.В.
МБДОУ № 56
Проблема.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей, тогда как участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Сегодняшнее отношение родителей к сказке не способствует погружению ребенка и семьи в темы веры, добра, милосердия и послушания, хотя, как раз это и относится к духовно-нравственному замыслу сказок.
Актуальность проекта.
С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Участники проекта:
воспитатель
первой младшей группы
Пальцева
О.В.;
дети 2 – 3 лет;
родители.
Тип проекта: познавательно-речевой.
Продолжительность проекта: два месяца (среднесрочный).
Цель проекта.
Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.
Задачи проекта:
Способствовать формированию интереса к устному народному творчеству – сказкам.
Развивать речевую активность детей, обогащать их словарный запас.
Научить отражать содержание сказок в играх.
Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность, заботу о животных.
Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
Дать родителям знания через папки-передвижки о влиянии и роли сказок на речь ребенка.
Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, приобщение к художественной литературе,
физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
1. Речь и речевое общение
чтение детям сказок «Репка» и «Курочка Ряба»;
пение детской песенки «Два веселых гуся»;
чтение
потешек
: «Петушок-петушок…», «Мишка косолапый…», «Ладушки-ладушки» и других;
инсценировка сказок совместно с воспитателем.
2. Здоровье и физическое развитие
комплекс упражнений гимнастики «Курочки», «Два гуся»;
подвижные игры: «Кошки-мышки», «Идет коза рогатая…».
3. Взаимодействие с родителями
консультация на тему «Влияние русской народной сказки на развитие речи детей раннего возраста»;
изготовление различных видов театра.
Ожидаемый результат:
правильное звукопроизношение и выразительной речи у 5 % детей группы;
в процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развиваются представления детей о том, какие звуки издают домашние животные и птицы;
дети узнают на картинках персонажей сказок: «Репка» и «Курочка Ряба»;
творческие навыки: дети изображают героев сказки;
гармонизация детско-родительских отношений;
у детей появляется интерес к игре;
родители принимают активное участие в проектной деятельности - помогают изготавливать пальчиковый кукольный театр.
Планирование работы по реализации проекта.
Подготовительный этап:
беседа с детьми о выявлении их знакомства со сказками;
подготовительная работа педагога-воспитателя: стишки,
потешки
с использованием импровизации звуков, издаваемых домашними животными и птицами;
иллюстрационный материал для работы: книжка-раскладушка с картинками, картонные фигурки домашних животных (кошка, собака, мышка) и птицы (петушок, курочка, цыплята);
подготовка сценария для подвижной игры с детьми по сказкам «Курочка Ряба», «Репка».
Основной этап:
Чтение одной из сказок. Рассматривание картинок в книжке. Ознакомление с персонажами сказки. Узнавание их на картинках.
Повторное чтение сказки с использованием картонных фигурок сказочных персонажей на игровом столе.
Подвижная игра с использованием ролей сказочных персонажей под комментарий воспитателя. В конце игры танец под ритмичную музыку.
Дидактическая игра «Разложи героев сказок». Цель: развитие мыслительных способностей, умение различать принадлежность героев к той или иной сказке.
Подвижные игры «Кошки-мышки», «Кот из дома – мыши в пляс».
Заключительный этап:
оформление папки-передвижки для родителей;
подведение итогов проекта;
подготовка презентации на тему «В гости к сказке».
Использованная литература:
Брязгун
А.Ф. «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла». – Детство-Пресс, 2015.
Винникова
Г.И. «Занятия с детьми 2 – 3 лет».
Комплексные занятия по программе в первой младшей группе под ред. Н.Е.
Вераксы
, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
Электронный ресурс. Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/svetlana-yurevna-hramcova/proektnaja-dejatelnost-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html.
Янушко
Е.А. «Развитие речи у детей раннего возраста. 1 – 3 года».
Инструментарий:
красочные детские книжки-раскладушки с цветными картинками «Курочка Ряба» и «Репка»;
картонные фигурки сказочных персонажей к сказкам для настольного театра
;;
пальчиковые фигурки для сказки «Репка»;
рисунки.
Выводы:
Планировалось дать детям элементарные представления о сказочных персонажах и их реальных образах в окружающем мире, и в природе. Кроме того, присутствовало желание вовлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение сказки, повторяли за педагогом импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, с интересом наблюдали за сказочными персонажами и сопереживали вместе с героями сказок (бабушке и курочке Рябе, дедушке в сказке «Репка»). Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желанию к двустороннему диалогу детей с педагогом.
Таким образом, у детей первой младшей группы началось формирование представлений о животном мире, что способствовало активному повышению речевого уровня и словарного запаса.