НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Автор: Ксенофонтова Наталия Ивановна. Работа №123157
НОД по математике в подготовительной к школе группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Тема: «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
,
«Речевое развитие»
,
«Социально-коммуникативное развитие»
Цель:
Закрепление математических знаний и умений,
конструктивного
мышления посредством игры - путешествия,
используя палочки Кюизенера и блоки Дьенеша
.
Задачи:
Закрепить состав числа 8, порядковый счёт и цифры в пределах 10, понятия
«предыдущее»
и
«последующее»
.
Закрепить умение самостоятельно выкладывать изображения по схеме, соотносить цвет – длину –
число; учить анализу и синтезу.
Учить решать текстовые задачи и выполнять арифметические действия на сложение и вычитание.
Закрепить понятие
«длина»
, учить измерять условной меркой, формировать знание и независимости величины
(длины)
от мерки
.
Развивать логическое
мышление
: формировать навыки кодировки и
декодировки
информации о предмете; закрепить умение детей "читать" знаки - символы, выбирая соответствующий
блок из нескольких
.
(Познавательное развитие»)
Активизировать словарь
детей
: диалоговую, связную речь, умение отвечать на вопросы. (
«Речевое развитие»
)
Содействовать формированию навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля. Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь. (
«Социально-коммуникативное развитие»
)
Методы и приемы:
словесный,
наглядный,
практический.
Материал и оборудование:
комплекты
палочек
«
Кюизенера
,
блоки Дьенеша
,
игра
«Мозаика цифр»
,
символы
Дьенеша
,
задание на логическое мышление
«Нарисуй недостающее изображение в пустой квадрат»
,
простой карандаш на каждог
о ребёнка, карточки с символами,
и
зображение мартышки, слоненка, попугая и удава.
Предварительная работа:
игры с палочками Кюизенера, умение работать с ними по схеме (декодирование).
Логика образовательной деятельности
Воспитатель. Звонили из Африки – компания наших старых друзей, мартышка, слоненок и попугай. Они сказали, что у удава возникла проблема – он хочет измерить свой рост, а как это сделать не знает.
Мы сможем помочь удаву?
Что должны сделать для этого?
Я предлагаю всем вместе отправиться в Африку и помочь удаву.
Вы согласны помочь? (Да).
Как вы думаете, до Африки далеко или близко? (Показать на глобусе). Как вы думаете, ребята, на каком транспорте нам удобней и быстрей добраться до Африки? (Ответы детей)
Я предлагаю по суше ехать на поезде. Потом пересесть на корабль. Давайте поспешим, на станцию уже прибыл поезд.
Воспитатель: Теперь мы настоящие пассажиры. Разрешите мне быть проводником. Разрешаете?
Получите, пожалуйста, номера ваших вагонов
(каждый ребенок получает палочку Кюизенера - ГОЛУБОЙ - 3, КРАСНЫЙ - 4, ЖЕЛТЫЙ - 5, ФИАЛЕТОВЫЙ – 6)
Игра «В каком вагоне ты поедешь?»
Вопросы по закреплению порядкового счёта, понятия «предыдущее» и «последующее» число.
«
В
каком вагоне ты поедешь?
А какой
вагон предыдущий?
Какой
вагон
последующий?
Между какими номерами стоит у тебя
вагон? И т. д.
Сколько мест в каждом вагоне?
Сколько билетов продано в вагон …. цвета?
Сколько пассажиров поедет в
….
вагоне? Почему?
Как проверить, сколько пассажиров едет в … вагоне? Докажите.
В каком вагоне пассажиров больше, меньше?
Воспитатель:
Уважаемые пассажиры, прошу пройти в свои вагоны.
Воспитатель:
Молодцы, все заняли свои места.
Столы-вагоны пронумерованы, дети занимают места по номеру палочки Кюизенера) Друг друга проверяем, правильно ли сели.
Воспитатель:
А теперь оплатите проезд.
Билет стоит 8 рублей. Условие - билет надо оплатить двумя или несколькими монетами. Возьмите палочку 8. Какого она цвета?
Дети у себя на столе с помощью палочек Кюизенера выкладывают варианты состава числа 8) Рассматриваем варианты из двух или нескольких меньших. (1+7, 2+6, 3+5, 4+4, 2+2+4, 3+3+2 и т. д.)
Воспитатель:
Из каких палочек составили число 8?
Из каких чисел состоит число 8?
Воспитатель:
Чтобы в дороге мы не заскучали, давайте выполним ещё задание:
«Нарисуй недостающее изображение в чистый квадрат»
После выполнения задания проводим взаимопроверку (меняемся листочками с заданиями)
Воспитатель:
Едем дальше. Внимание! Наш поезд прибыл на конечную станцию. Прошу выйти и размяться.
Физкультминутка «Дружно встали на разминку»
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Руки кверху поднимаем, (Руки вверх)
А потом их опускаем, (Руки расслабленно опустить)
А потом их разведем (Руки в стороны)
И скорей к себе прижмем, (Обхватить себя руками)
А потом быстрей, быстрей (Движения как при беге рук)
Хлопай, хлопай, веселей! (Хлопки)
Перед нами океан! Надо найти корабль. Добраться до Африки можно только на корабле.
Давайте с помощью цветных палочек построим корабль.
Дети по схеме-образцу выкладывают из палочек Кюизенера корабль.
Воспитатель: А чтобы зайти на корабль, надо построить трап и ответить на вопросы.
Дети выкладывают трап – лесенку из палочек Кюизенера .
• Дети, какая по счету ступенька самая низкая? Какого она цвета?
• Какая по счету ступенька самая высокая? Какого она цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас поднимаемся по трапу и сосчитаем ступеньки. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10). Вот мы и на корабле.
Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен занять свое место в каюте, а какое вы узнаете, найдя нужный блок по билету.
Воспитатель Для того чтобы найти свое место в каюте, необходимо расшифровать кодовые обозначения. (На каждом билете обозначены: форма, цвет, размер и толщина.)
Воспитатель раздаёт детям карточки с символами свойств блоков, дети находят нужный блок и занимают свои места.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, правильно ли вы заняли свои места. Покажите, пожалуйста, свои билеты и блоки.
Воспитатель: Наш корабль отчаливает от берега и отправляется в плавание по океану. А чтобы наш корабль не сел на мель, нам надо решить задачи. Слушайте условие внимательно, решайте, а ответы показывайте с помощью цветных палочек.
Задачи:
• У Тани пять игрушек, у Маши столько же. Сколько Игрушек у Тани и Маши вместе? (Десять).
• На горке катались восемь детей, трое ушли домой. Сколько детей осталось? (Пять детей). В какое время года катались дети? (Зимой). Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль).
• Маша испекла шесть пирожков с капустой и четыре пирожка с вареньем. пять пирожков съели. Сколько пирожков осталось? (Пять пирожков).
Воспитатель: До Африки мы доплыли, а теперь еще надо добраться до полянки в джунглях, где наши друзья расположились. Для этого нам необходимо раскодировать карточки и узнать, что там спрятано.
Игра с блоками Дьенеша «Мозаика цифр».
Перед детьми лежат карточки с изображением символов и примеров. Расшифруйте пример и найдите блок. Если все блоки будут выбраны верно, вы раскодируете карточки и узнаете, что там спрятано. (По мере выполнения задания, педагог спрашивает у детей, почему они разместили тот или иной блок).
Воспитатель:
-А теперь, мы смело отправляемся в путь. Постройтесь по быстрее. Сначала мы пойдем по широкой дороге свободным шагом. Потом идем по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку. А теперь на нашем пути узенький мостик через речку. (Дети проходят по ней, держа равновесие.) Затем идем через горы. Здесь у нас каменный коридор. Потолок становится все ниже и ниже (дети идут на полусогнутых ногах)
Все, наконец-то добрались!
А здесь нас уже дожидается веселая компания – удав, мартышка, слоненок и попугай. Они все озабочены состоянием здоровья удава. Дело в том, что удав уже несколько дней не ест, не спит, не гуляет, не играет, а только лежит и думает о том, как бы измерить свой рост. Может быть, мы поможем ему? Вспомним, как измерял свой рост, а точнее свою длину, удав в мультфильме?
Дети: В попугаях.
Воспитатель: - Правильно в попугаях.
Воспитатель: - Давайте-ка и мы с вами попробуем измерить удава в попугаях. Представьте себе, что самая длинная оранжевая палочка у каждого из вас - это удав, желтая – слоненок, розовая – это мартышка, а белая палочка – попугай.
Воспитатель: Что вы можете сказать об их длине?
Дети: Удав - самый длинный, слоненок – покороче, мартышка - еще короче, а попугай - самый короткий.
Воспитатель: А теперь разложите эти палочки так, чтобы было точно видно, что удав самый длинный, а попугай самый короткий.
-А теперь давайте измерим нашего удава в попугаях? Как это сделать?
Измеряя удава, таким образом, дети находят, что длина его равна 10 попугаям.
Варя, запиши пожалуйста результат на доске. После того как мы измерили длину удава в попугаях, мартышка радостно закричала: Как здорово! А чем еще можно измерить удава? – Чем хочешь!» - ответил ей попугай. И мартышками? – Да!»
Воспитатель: - Давайте и мы измерим удава мартышками.
Дети повторяют измерение и находят, что длина удава равна 5 мартышкам. Снова делается запись на доске и в таблицах.
После этого удава измеряют в слонятах. Длина удава равна 2 слонятам.
Воспитатель: - После того как удава измерили и в попугаях, и в мартышках, и в слонятах, удав воскликнул: «А в попугаях – то я гораздо длиннее!» Как вы думаете, прав ли был удав и действительно ли он длиннее в попугаях?»
Воспитатель строит дискуссию, задавая детям наводящие вопросы. Разных удавов они измеряли или одного и того же? Почему же результаты измерения получились разными – 10, 5 и 2? Что получилось бы, если захотели измерить удава муравьями?
В результате этой дискуссии дети приходят к выводу, что длина удава не зависит от величины мерки. От величины мерки зависит только результат измерений. Чем меньше мерка, тем больше число. Чем больше мерка, тем меньше число.
За то, что мы активно работали, удав нам приготовил подарки.
Воспитатель: Почему мы отправились в путешествие? Какую проблему решали? Было ли вам интересно во время путешествия? Что понравилось в путешествии?
- Пора возвращаться в детский сад. Надо успеть на прогулку, на чём быстро можно добраться? (ответы). Летим на самолёте. Заводим мотор, расправляем крылья. И летим в группу. Вот мы уже и дома.