Мастер - класс "Рисуем космос. Техника граттаж". Автор: Гапеева Евгения Николаевна. Работа №123180
Мастер-класс по нетрадиционному рисованию в технике граттаж.
Разработала воспитатель 1 квалификационной категории
Гапеева Евгения Николаена
«Этот загадочный космос».
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой – граттаж.
Воспитатель - Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит…
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Скажите, а что вы знаете о космосе?
Сегодня мы будем рисовать космос в технике граттаж. Граттаж- удивительная, интересная техника рисования. Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания зубочисткой или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью. Первый этап нашей работы будет заключаться в том, что плотный альбомный лист нужно закрасить цветными мелками. Закрашивать надо толстым слоем, без пробелов. Второй этап – это нанесение темной краски поверх цветной. Мы будем использовать гуашь. Чтобы гуашь не скатывалась с воска есть один небольшой секрет. В краску надо добавить ложку жидкого мыла и тогда гуашь не будет скатываться. Третий этап работы будет самым фантастичным и творческим. Для этого нам понадобятся трафареты звезд и космических кораблей и зубочистка. Как только верхний слой высохнет, можно приступать к работе. Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, я добавила в краску немного ПВА и хорошо размешала. Это тоже небольшой секрет от художников, которые работают в технике граттаж.
Дети и родители проходят за столы и приступают к работе первого и второго этапов.
Воспитатель – пока верхний слой сохнет, давайте немного отдохнем и поиграем!
Игра «Полет на луну»
На длинную ленту с двух концов привязывают деревянные палки с прикрепленными к ним бумажными ракетами. Посередине ленты прикрепляется изображение луны. Два участника взявшись за палочки, наматывают на них ленту. Побеждает тот, кто первый приблизит ракету к луне.
«Космические загадки»:
Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто …(космонавт)
Что за чудная машина
Смело по Луне идет?
Вы ее узнали дети?
Ну, конечно… (луноход)
Когда ты в космосе, мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты – вот так новость,
Ведь это… (невесомость)
Он черен, как ночь,
И звезд в нем не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит
Ведь это же… (космос)
С земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно…(ракета)
Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Этот вечный путник
Под названьем… (спутник)
Игра «Собери метеориты»
По сигналу ведущего дети собирают мячи в обручи, которые лежат на полу – ловушки для метеоритов. Одна команда собирает мячи в синий обруч, другая - в красный. В каком обруче больше мячей – «метеоритов», та команда и выиграла.
Подвижная игра «Займи место в ракете»
Стулья ставят спинками в круг – это ракеты. Участников на одного больше, чем «ракет.» Игроки бегают по кругу под речевку. С окончанием речевки, надо занять место в ракете. Тот, кому не хватило «ракеты», выходит из игры. После чего убирают один стул. Игра продолжается.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
Приглашаем вас на мини-спектакль приготовленный детьми!
Сценка для перчаточных кукол. «Необычная планета».
На руках детей одеты яркие перчатки. На ширме накидка в виде звездного неба. Артисты сопровождают речь рассказчика действиями.
Звучит космическая музыка.
Рассказчик: где-то далеко, в туманности Андромеды, появилась необычная планета. На ней не было ничего живого. По всей поверхности лежали лишь камни…
Дети кладут на ширму руки, сжатые в кулаки.
Рассказчик: Вдруг лучи солнца попали на эту планету. Осветили и обогрели ее.
Одна перчатка поднимается над ширмой с раскрытыми пальцами.
Рассказчик: солнце стало ласково гладить планету своими лучиками. И камни вдруг начали оживать.
Кулачки на ширме начинают двигаться
Рассказчик: из них, как из яиц, вдруг начали вылупляться необычные существа, похожие на червячков.
Рука, изображающая солнце, опускается на место. Остальные указательным пальчиком изображают червячков.
Рассказчик:
Они весело огляделись, посмотрели друг на друга и поползли строить себе домики на этой планете.
Дети опускают руки вниз, отдыхают.
Рассказчик: А из других камней вылупились существа, похожие на ежиков
Руки детей складываются в замок, пальчики растопырены.
Рассказчик: Ежики весело забегали по планете. Им тут очень понравилось. Они тоже побежали скорее строить себе домики.
Дети опускают руки вниз.
Рассказчик: вы не поверите, но из каких-то камней вылупились зверушки, похожие на зайчиков
Дети показывают зайчиков, скачущих на планете.
Рассказчик: зайчики обрадовались теплому солнышку и побежали скорее дружить с остальными зверушками.
Дети опускают руки.
Рассказчик: но вот наступила ночь. И на небе появилась луна.
Одна перчатка поднимается над ширмой сомкнутая в кулак.
Рассказчик: По небу рассыпались тысячи звезд.
Дети опускают руки за ширму, пальчиками прицепляю звезды на двухстороннем скотче.
Рассказчик: Звезды мерцали так ярко, что люди на земле с восхищением глядели в звездное небо, забывая о своих проблемах и заботах.
Воспитатель – сценку подготовили ваши любимые дети. На которых вы также, как и на звезды должны любоваться и забывать обо всем на свете.
Наша заготовка в виде космического пространства готова. Предлагаю приступить к третьей части. Замой фантастической и загадочной. Проговорите с детьми, что будет изображено в вашем космическом пространстве. И приступайте к работе. Сначала процарапайте контур рисунка, а затем снимая верхний слой краски вы раскрасите ваш рисунок.
Дети и родители приступают к работе под космическую музыку.
Воспитатель – Предлагаю объединить все рисунки в один общий и у нас получиться большое космическое пространство.
Родители встают с рисунками изображающие космос. Дети читают стихотворение.
Настанет день,
Когда мы подрастем,
Ракеты в космос
Смело поведем.
Отважными и стойкими
Ребята быть готовы,
Мы будем космонавтами,
Даем вам это слово.
Интернет-источники:
https://dohcolonoc.ru/cons/4601-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-detej-posredstvom-tekhniki-risovaniya-grattag.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/01/master-klass-v-teatr-igraem-vseh-zabavlyaem
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/04/05/stsenariy-sportivnogo-razvlecheniya-dlya-detey-sredney-gruppy