Методическая разработка интерактивной викторины «ВИДЫ ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ». Автор: Беляева Ирина Борисовна, Фролова Оксана Анатольевна. Работа №123211
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №8»
Методическая разработка интерактивной викторины
«ВИДЫ ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
Разработчики
Беляева Ирина Борисовна, преподаватель
Фролова Оксана Анатольевна, преподаватель.
Предметная
область
МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом в области ИЗО.
Цель
Выявить уровень знаний и умений по теме: «Виды изобразительных искусств: живопись, графика, скульптура».
Спектр применения
В формате классно-урочной системы использование этого материала возможно на разных этапах урока. Так, в начале изучения темы интерактивная викторина вызовет интерес обучающихся, на этапе анализа расширит, уточнит, углубит знания, а на заключительных занятиях поможет оценить их.
Общие и профессиональные компетенции, развиваемые в ходе игры
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных
задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.
Методические особенности использования интерактивной викторины
1 этап урока: Актуализация знаний
Давайте вспомним виды и жанры искусств. (живопись, графика, скульптура и архитектура) Жанры: натюрморт, пейзаж, бытовой, анималистический жанр)
С каким жанром мы еще не знакомы, это портрет. К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты. Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту».
Посмотрим на слайде в каких видах искусств используется жанр портрета?
Портрет может быть живописный, графический, скульптурный, ювелирный, фотографический.
2 этап: Формулирование темы урока.
-Какая важнейшая особенность портрета?
-Важнейшей особенностью портрета является сходство изображения и оригинала. Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета.
Кроме внешнего сходства, как вы думаете, что еще художники стараются передать в портрете? (характер)
- Как можно узнать характер человека по его портрету?
- Совершенно верно, художник, перед написанием портрета стремится больше узнать о человеке, чтобы точнее его нарисовать. Художник стремится передать не просто внешнее сходство, выражение глаз, позу, манеры, а и характер.
Давным-давно, как вы знаете, не было фотоаппаратов, и знатные люди заказывали портрет всех членов своей семьи и передавали их из поколения в поколение. Как вы думаете, для чего они это делали? (Чтобы сохранить память о своих предках, чтобы их правнуки могли их увидеть и запомнить.)
-Посмотрите внимательно и скажите обязательно ли на портрете должна быть нарисована одна фигура? (нет)
- Кто может являться персонажами портрета?
- Да, мужчины, женщины и дети, он бывает смешанный.
Какое может быть положение натуры в формате картины? (стоящая натура, сидящая и лежащая натура)
- А какие вы знаете ракурсы в изображении портрета?
- В «анфас», в «три четверти», в «профиль».
-Назначение портрета (парадный и камерный) Характеристики парадного портрета, что такое атрибут? Атрибут в переводе от лат. attribuo – наделяю, отличительный признак какого-либо персонажа или предмета.
Проще говоря, атрибут - это предмет или существо, которые рассказывают о герое
3 этап: Постановка учебной задачи.
Анализ портрета по основным характеристикам:
Вид искусства
,
в котором выполнен портрет
.
Назначение портрета (парадный, камерный, фантазийный)
.
Ракурс персонажа
(положение в профиль, анфас, ракурс 3/4)
.
Положение натуры в картине (сидящая, стоящая, лежащая)
.
Атрибуты портрета.
Материал и техника
,
в которой выполнен портрет.
Характеристика персонажей
(профессия)
.
4 этап: Развитие умений - применение знаний. Первичное закрепление.
- Сейчас мы проведем интерактивную викторину «Виды искусств и литературные произведения». Цель -проверить, насколько вы ориентируетесь в видах, жанрах и художественных материалах, используемых в изобразительном искусстве.
Основные вопросы и задания:
Определить в каком жанре и виде искусств выполнены работы?
Что объединяет этих персонажей?
Как связаны литература и изобразительное искусство в этих работах?
Положение натуры в картине, ракурсы?
Какие художественные материалы используются для выполнения этих работ?
5 этап: Рефлексия учебной деятельности.
С какими жанром изобразительного искусства мы сегодня с вами познакомились?
А какие вы знаете ракурсы в изображении портрета?
Что такое атрибут?
Назовите виды искусств в котором может быть выполнен портрет?
Техническое оснащение
Компьютерное оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.
Игра создана в программе Notebook интерактивного устройства MIMIO.
Участники
викторины
Студенты 2 курса
СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ВИКТОРИНЫ
«ВИДЫ ИСКУССТВ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
«ДЕМОН»
Творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Юрьевича Лермонтова и художника Михаила Александровича Врубеля.
Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные рисунки Врубеля к ней, стали вершинами в творчестве обоих мастеров.
В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын - будущий художник Михаил Александрович Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком.
И Врубель с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное; подобно Лермонтову, он родился с романтической душой, но через пятнадцать лет после ранней гибели поэта и совсем в другое для истории России время. В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры с переодеваниями в героев сказок и романов.