Название работы:
"Экскурсия в краеведческий музей". Автор: Антонова Юлия Алексеевна. Работа №123366
Дата публикации:
12.01.2020
Автор:
Антонова Юлия Алексеевна
Номинация:
Внеурочная деятельность
Описание:
Занятие объединения "Краеведение",практическое проведение экскурсии в краеведческий музей города Кииреевска
Работа:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
Конспект занятия
по теме:
Экскурсия в музей
Педагог дополнительного образования
Антонова Ю.А.
Объединение Краеведение
Образовательная программа Краеведение
2017 год
Тема занятия: Экскурсия в музей
Ведущей идеей занятия является поэтапное обучение, воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к истории родного края, к краеведению.
Цель: Применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков при изучении темы Музей – как машина времени.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся элементам проведения экскурсии в краеведческом музее;
Усвоение понятий: музейная экспозиция, музейный экспонат, музейный предмет;
Способствовать расширению кругозора детей через изучение истории родного края.
Развивающие:
Развивать интерес детей к изучению истории родного края, пониманию быта и менталитета разных эпох;
Формировать творческие способности подростков, навыки работы в коллективе;
Пробуждать любознательность в области культурного наследия своих предков.
Воспитательные:
Воспитание патриотизма, музейной культуры и бережного отношения к музейным экспонатам, предметам, экспозициям;
Создание благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка.
Место проведения: МКУК Районный краеведческий музей г. Киреевска.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать понятия музейный экспонат, музейный предмет, музейная экспозиция, уметь проводить экскурсию в краеведческом музее.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Основные понятия экскурсии в музей, музыкальный центр, необходимые предметы для проведения чайной паузы, карточки (зеленые, желтые, красные) для проведения рефлексии.
Музыкальное оформление: русские плясовые песни, гимн муниципального образования Киреевский район.
Методы обучения:
Наглядные: демонстрация музейных предметов, экспонатов, экспозиции, показ компьютерной презентации.
Словесные: беседа, рассказ, подготовка экскурсий по краеведческому музею.
Практические: закрепление теоретических знаний по проведению экскурсии в музей.
Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ.
Подготовительная работа
Заранее дается учащимся задание подготовить определенный текст экскурсии по краеведческому музею
Пригласить почетного гражданина муниципального образования Киреевский район – краеведа Успенского Ю.А.
Пригласить фольклорный ансамбль Дедослава.
Структура занятия:
Организационный момент. Вступительное слово педагога (правила поведения в музее.)
Изучение нового материала (презентация Основные понятия экскурсии в музей)
Выполнение практической работы. Проведение экскурсий по краеведческому музею.
Фольклорно-чайная пауза.
Встреча с почетным гражданином муниципального образования Киреевский район Успенским Ю.А.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание.
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог: Добрый день, дорогие друзья! У нас сегодня с вами тема занятия: Экскурсия в музей. Мы познакомимся с такими понятиями как музейная экспозиция, музейный экспонат, музейный предмет, но еще сегодня вы сами попробуете себя в роли экскурсоводов. Ну и первый вопрос к вам: Что такое музей?
Ответ: Музей – учреждение, осуществляющее сбор, хранение и изучение памятников истории и культуры.
Педагог: Музеи бывают разные. Какие вы знаете музеи?
Ответ: Художественный, краеведческий, музей одного предмета, музей самоваров, музей оружия.
Педагог: Музей, в котором мы сегодня проводим практическое занятие – районный краеведческий. Нам предстоит совершить путешествие, но при этом соблюдать правила: не толкать соседей, не отставать, не шуметь. Очень строгие правила? Не волнуйтесь, ведь у нас есть еще правило трех можно:
М слушать, задавать вопросы
О и отвечать на них
Ж меняться местами (по ситуации)
Н удивляться
О
Изучение нового материала.
(показ компьютерной презентации Основные понятия экскурсии в музей)
Выполнение практической работы. Проведение экскурсий по краеведческому музею.
Педагог: Мы с вами познакомились с несколькими понятиями сегодняшней экскурсии. И первое понятие – Музейная экспозиция. Наличие экспозиции – один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, она включает в себя часто единственные в своем роде документы и предметы. Существуют различные методы построения музейных экспозиций. Наиболее распространенными из них являются тематические, систематические и ансамблевые. Конкретные формы музейной экспозиции – экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия, но наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия, т.е. коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы.
Экскурсия – это одна из основных форм работы музея с жителями, учащимися.
Мы находимся сейчас в историческом зале краеведческого музея, где размещена музейная экспозиция история края с древнейших времен до начала ХХ в. И, конечно же, здесь надо наиболее внимательно рассмотреть наших предков – вятичей и макет крепости Дедославль - один из экскурсоводов нам расскажет об этом.
1 Экскурсовод: Вашему вниманию представляется макет крепости, выполненный художником Петровичевым Н.Н. В писцовых книгах ХVI в. записано: Город Дедилов древен, на реке Шиворонь, а на горе 4 стрельни наугольных, да 2 стрельни средних, а под ними двое ворота подъездные, да двое ворота вылазные, да на городе колокол вествой, до под городом озеро Белое. По утверждению историков-исследователей крепость Дели-лов была построена на Покровской горе, обнесена рвом и земельными валами. На стенах поставили 87 пищалей, 2 пушки. Почти все население Дедилова составляли ратные люди, которых в разные года насчитывалось от 300 до 500 человек. Посадских людей было всего 28 дворов. Служилые люди были наделены пахотной землей, занимались земледелием и ремеслом. Среди дворников, т.е. живших на дворах князей и детей боярских, оказалось 10 представителей разных профессий: 2 калачника, 2 портных, 1 сапожник, гончар, плотник, конский мастер. Были в крепости и поседлые дворы князей Голицыных, Извольских, Мосальских, Костомаровых. Каждый князь справлял религиозные обряды в своей церкви, а по большим праздникам все собирались в Кафедральном соборе, построенном в центре города. В Дедилове, несмотря на его небольшую величину и окраинное положение был значительный торг – 25 лавок мелких служилых людей и 34 скамьи: торгуют в них солью и хлебом, калачами и мясом.
Жители Дедилова занимались растениеводством и животноводством, излишки своей продукции вывозили на рынки в Тулу.
Обратимся к топонимике нашего района. Издавна повелось, что происхождение названий поселений, рек наши древние предки вятичи, жившие в дремучих лесах, связывали с окружавшими их птицами и зверями. Река Шиворонь – по-славянски - шие врани - сизые вороны, река Олень, деревни Костомаровка, Луневка, Орловка и др. Существует несколько версий о происхождении названия города Дедилова, но более достоверная из них говорит о том, что город был назван в честь воеводы Дедила, особо отличившегося в сражении с татарами.
Педагог: Но в этой музейной экспозиции есть еще одна интересная тема – это добыча в Дедилове железной руды. Следующий юный экскурсовод нам расскажет……
2 Экскурсовод: Издавна Дедилов известен как центр добычи железной руды. В 1681 на имя дедиловского воеводы Т.Н.Торбеева пришла грамота царя Федора о сыске доменных мест в селе Панино и сельце Олени. В ХVI в. для мелкой местной промышленности, а позднее для тульских и каширских заводов. Железная руда добывалась в Дедиловском уезде (в 5 км от города) на реке Оленьей. По словам ровщиков, набиравшихся из населения Дедилова, руда добывалась на глубине 6-10 сажень, т.е.12-20 м, рудный слой залегал на 1-2 м и более.
До того, как эти рудные места в 1632 г. были отданы заводчику А.Виниусу, руду копали и плавили местные жители. В.Борисов, известный исследователь развития кустарной промышленности в тульском крае, так писал о Дедиловском железе: Находимую на поверхности или выкопанную железную руду местные промышленники помещали в горны, подобные современным кузнечным горнам, обкладывали руду древесными углями, зажигали их и раздували их кожаными мехами, из руды прямо получалась железная крица, которая вынималась из горна, разбивалась ручными балдами на наковальне на полосы, называемые в то время батогами…. Чугуна первые промышленники совсем не умели делать, а из полученного железа выковывали для казны даже пушки, пищали, фузеи и ружья, ядра тоже частично выковывались из железа, а отчасти выделывались для больших пушек из камня. Помимо военного вооружения, из того же железа приготовлялись и железные вещи, необходимые для домашнего и сельского общежития.
Дедиловские места были исключительными по качеству и запасам железной руды, так что вся группа тульских заводов до конца ХVII в. питала их рудой.
Царь Петр 1 – реформатор, преобразователь государства Российского строит в 1712 г. оружейный завод в Туле. На этом заводе сначала использовалось железо привозное сибирское, а затем местное – дедиловское. Петр приказал учинить испытания ружейных стволов, изготовленных из сибирского и дедиловского железа. Набили определенное количество стволов порохом и подожгли, при этом разорвало большое количество стволов из сибирского железа. Все оружие было приказано делать из местного дедиловского железа. При Петре 1 стали приписывать крестьян к оружейным заводам. Из Дедилова было приписано 1154 человека, из Быковки – 6.
Педагог: Спасибо ребятам за экскурсию, а мы с вами проходим в зал крестьянского быта. Вы сегодня узнали о понятии музейный экспонат. Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат – предмет, выставленный для обозрения, являющийся подлинным историческим, краеведческим.
Музейный экспонат – это тот предмет, который носили крестьяне в 18,19 веках, пользовались им и он приносил им хозяйственную пользу.
Сегодня наши экскурсоводы обратили внимание на женский костюм. И я предоставляю слово следующему экскурсоводу.
3 Экскурсовод: Русский народный костюм. Какое разнообразие, богатство фантазии, изобретательности, вкуса. Магическая сила русского народного костюма столь велика, что чем пристальнее изучаешь его, тем больше поражаешься присущей ему удивительной гармоничности. Цвет, форма, орнамент – все необходимо, целесообразно. Неписанным законом было установлено, как одежду носить в будни, какую по воскресеньям, в праздники, на свадьбу, при сборе урожая, по случаю похорон… По одежде можно было определить и семейное положение, возраст крестьян. Ведущие цвета в народной одежде – белый, красный, темно-синий.
Главной исконной частью восточно-славянского костюма, как женского, так и мужского, была рубаха, которую нельзя было продать – это считалось грехом: продать рубаху – значит, продать свое счастье, удачу. Обычно девочки до 15 лет ходили в одних рубахах, обязательно подпоясанных. Без пояса, как и без креста, ходить было нельзя. Считалось, что пояс, помимо практического значения, имеет силу талисмана. Для 19 в. типичны рубахи из 2-х частей, соединенных швом по талии или чуть выше. Верхнюю часть (грудку, оплечье, стан) шили из тонкой нарядной ткани, нижнюю – из грубого холста. В старинных рубахах преобладали узорное ткачество и вышивка. Орнамент мог быть растительным, геометрическим, вышивали фигурки людей, зверей и птиц. Украшали в основном ворот, рукава, оплечье и подол.
Красота, по народным понятиям, равнозвучна здоровью и благополучию. И костюм должен был подчеркнуть женскую красоту как выражение здоровья. Оно ассоциировалось с пышностью женских форм. Поясная одежда, особенно панева с подтыком и кульком в Тульской губернии, утянула бедра, акцентировала на них внимание. Шили паневы из 3-5 прямых полотнищ. Использовали толстую шерстяную домотканую ткань, как правило, в крупную клетку синего и черного цветов. Несшитые стороны паневы закреплялись гашником – шнурком. Прошва вышивалась спереди, висел фартук-занавеска. Материал на прошву использовался более дешевый. Праздничные паневы шились из более яркой ткани и украшались по низу тесьмой, кружевом.
Фартук (занавеска) был непременной частью костюма, но повседневные вещи были очень скромными, зато праздничные украшались со все-возможной фантазией.
Женский головной убор – самая интересная и яркая часть костюма. Головной убор отражал характер, социальное и семейное положение женщины. Считалось, что голова и волосы обязательно должны быть закрытыми, простоволосая женщина вызывала гнев домового, падеж скота, неурожай хлеба, болезни людей. Самым древним (еще со времен язычества) головным убором является кичка. В сундуке у каждой женщины хранилось по несколько десятков платков. Это был самый желанный подарок – символ женской жизни. Вышивались платки цветными нитями. Очень ценились большие шелковые платки, а самые дорогие из них были шиты золотом.
Педагог: Второй музейный экспонат – это самовар. Здесь их целая коллекция и они настоящая ценность. А расскажет нам о самоваре следующий юный экскурсовод.
4 Экскурсовод: Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. Что такое самовар нынче каждый знает. В словаре русского языка говорится самовар – металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями, а в толковом словаре В.И. Даля сказано: самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри. Прошли немалые годы, прежде чем россияне начали пить чай из самовара. В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство у нас в Туле. В 1778 году первый тульский самовар сделал Назар Лисицын. Самовары братьев Ивана и Назара Лисицыных славились разнообразием форм и отделки: вазы, бочонки и другие формы радуют глаза посетителей музеев Москвы, Калуги, Тулы, Тамбова.
В начале 20 века в Туле начали действовать самоварные фабрики Ломовых, Киселева, Куратова, Сиднева и других. Самовары братьев Ивана и Василия Ломовых имели право носить государственный российский герб как высокую награду за качество выпускаемой продукции. Фасоны самоваров переходили по наследству. Процесс изготовления новой формы очень трудный, поэтому в год фабрикант выпускал только одну новую форму.
В Тулу за покупкой самовара приезжали купцы из других городов. Самовары были очень дорогими, о чем говорит гравированная надпись на одном из них: Самовары, самовары, самовары медные, из-за вас, самовары, люди стали бедные. В 1910 году самовар латунный стоил 25 рублей 20 копеек, в то же время брюки стоили 1 рубль 40 копеек, овца – 4 рубля, корова – 45 рублей. Часто в начале 20 века устраивались ярмарки, где угощали чаем из самовара. И традиция гостеприимства, чаепития жива до сих пор в селениях и городах.
Фольклорно-чайная пауза.
(Фольклорный ансамбль исполняет песню Во горенке, разносят чай)
Педагог: Отношение к самовару как к живому, одухотворенному предмету выразилось в пословицах и поговорках, в ласково-доброжелательных этикетах: самовар-душечка. Оттого, наверное, и дорого русскому человеку это замечательное изобретение. Самовар имеет живую душу и олицетворяет непреходящее для каждого человека понятие - радость общения в семейном и дружном кругу, домашний уют и покой, гостеприимство и радушие.
А пока вы пьете чай, проведем конкурс Продолжи пословицу.
Чай сладок – если друг рядом.
Пей чай – удовольствие получай.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Чай пить – не дрова рубить.
Самовар кипит – уходить не велит.
Сотни лет не гаснет уголек в Тульских самоварах. Пусть же продолжается твоя славная биография, живи и здравствуй в веках, медное чудо, русский красавец, русский самовар.
Стихотворение Самовар
Самовар раздула – Тула,
Тула – Родина моя,
Белой скатертью махнула
От Заречья до Кремля.
Самовар гудит и топчет
Тропку в небо белый дым.
Где б ты ни был, днем ли, ночью –
Словно дома, рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах, среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил,
Самовар наш нюхал порох,
Видел крепость Измаил.
Он гудит, не уставая,
Двести лет уже подряд.
Самовар – душа живая –
Друг веселью, сказке – брат.
Теплым светом, добрым светом
У него горят бока.
Видно, взгляд умельца это
К нам дошел через века.
Видно, мудрое свеченье
Это – сердце, доброта,
Это мастера уменье,
Вдохновенье, красота.
Самовар гудит и тянет
От него теплом сосны,
Всей земле тепла достанет,
Сказок, песен, тишины…
Педагог: Спасибо за чай, за песню, а мы продолжаем занятие и переходим в следующий зал История г. Киреевска, где представлена комната первых строителей города Киреевска. В 1928 году началось строительство поселка Киреевский, строили первые шахты. В 28 сентября 1956 года Указом Верховного Совета РСФСР поселок Киреевский получил статус города.
Сегодня вы познакомились с понятием музейный предмет. В современном музееведении музейный предмет определяется как памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания, благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества.
В этом зале – комнате строителей, собраны многие предметы, которые были использованы в домашнем потреблении, а теперь стали памятниками материальной культуры. И я передаю слово нашему юному экскурсоводу.
5 Экскурсовод: Вашему вниманию ребят представлен интерьер комнаты первых строителей г. Киреевска. Быт этого периода был скромен и неприхотлив. Деревянная мебель – ручной работы: буфет, стол, тумбочка, табурет. Все самое необходимое сочеталось со всевозможными украшениями, выдуманными женщинами. Эти накидушки на подушках, наволочки, половики, занавески, салфетки, скатерти. Традиционным для тех лет было украшение стен фотографиями, картинами, иллюстрациями, в буфете размещали нехитрую домашнюю посуду, фотографии, открытки с изображением популярных артистов тех лет.
Естественно, люди старались отдохнуть от повседневных забот, и помогал им в этом патефон, Киреевчане слушали музыку, танцевали. Вообще, обустройство быта напрямую связано с умением людей все делать самим. Земля Киреевская богата мастерами да умельцами. Одним из них является Чернов Афанасий Иванович. Вашему вниманию представлена люстра, витиеватые деревянные узоры которой выполнены руками мастера.
Следующий отдел интерьера представлен диваном, этажеркой, половиком. Это своеобразный уголок отдыха. На диване – чехлы, на валиках – накидка, рюша, вышитые руками женщин дорожки. На этажерке помещена шкатулка из открыток. В свободное время можно было послушать новости и музыку по приемнику Урал.
Многие из предметов этой экспозиции до сих пор используются в домашнем хозяйстве многими людьми, преимущественно, пожилого возраста. Подлинные предметы 30-50-х гг. были любезно предоставлены: Топчий Надеждой Петровной, Радиной Клавдией Павловной, Орликовой Антониной Ильиничной, Алешиным Виктором Васильевичем.
В эти годы наши земляки ударно трудились, проявляли энтузиазм, возводили новые города и мечтали о лучшей жизни.
Педагог: И мы с вами перешли в зал История края с 1946 по настоящее время. Здесь мы видим стенд Почетные граждане г. Киреевска. Один из них Успенский Юрий Александрович. О нем вам расскажет следующий экскурсовод.
6 Экскурсовод: Успенский Юрий Александрович родился в селе Дедилово. А его родословная идет от писателя Николая Васильевича Успенского, двоюродного брата нашего известного земляка Глеба Ивановича Успенского. И поэтому совершенно не удивительно, что с литературой в этой семье связано очень многое. Почетный гражданин Киреевского района, писатель и поэт Юрий Александрович Успенский.
- Дед после семинарии был прислан на служение в Дедилово, и там,в 1892 году родился мой отец. Но бабушка умерла во время родов, амачеха, как бывает не только в сказках, невзлюбила своего пасынка. Ипосле одной из ссор ребенка взял на воспитание сосед с простой, русскойфамилией Некрасов, внучатый племянник знаменитою поэта.
Став взрослым, отец Юрия Александровича переехал жить в Тулу.
Призвание определилось сразу. После войны Юрий поступил на филологический факультет Тульского педагогического института. И здесь все началось сразу: и учеба, и карьера, и стихи. Уже на третьем курсе он работал председателем студенческого профкома. Тогда же послали на практику в одну из тульских школ.
-Так наладил дисциплину, что руководство школы упросило преподавателей, обучать меня дальше без отрыва от производства. А в институте даже не сомневались, что я сумею одновременно сдать экзамены. Позже оставляли меня в аспирантуре, - рассказывает Юрий Александрович, - но я хотел учить ребятишек. Год проработал завучем, назначили директором. Так всё дальше и пошло...
Он начал увлекаться поэзией сразу же после поступления в институт. Да и факультет русского языка в литературы располагал. И родословная, что ни говори, дает себя знать. В институте был в те времена сильный поэтический кружок, из него вышли известные литераторы и краеведы нашей малой родины.
-Мы буквально жили нашими стихами, порой казалось, что Вселеннаясостоит из рифм и метафор, - вспоминает юность и своих товарищейУспенский.
В дальнейшем он закончил еще и курсы журналистики при Тульском обкоме партии, и тогда уже его публикации появились на страницах местной прессы, в коллективных сборниках стихов.
- Стихи для меня — это состояние души, мой отклик на происходящее вокруг. События, новости, природа, человеческая жизнь со всеми ее перипетиями и радостями — всё просится на бумагу, - говорит Юрий Александрович.
Стихи помогают ему жить, а иногда и выживать... Так было в то время, когда трагически погиб его сын, который служил в милиции.
А еще... его маленькие остроумные четверостишия очень нравятся женщинам.
Он работал директором различных учебных заведений: школ Тулы и Киреевска, техникума, профессионально-технического училища. Ho все время занимался еще и общественной работой. С 1991 но 1993 год был последним Председателем Киреевского городского совета. Когда в 1997 году стало организовываться местное самоуправление, он стал депутатом районного собрания представителей.
Вел общественную работу всегда, сколько себя помнит. Уже более тридцати лет Юрий Александрович Успенский возглавляет районную организацию общества Знание. Его очерки по краеведению опубликованы в нескольких сборниках, он принимал самое активное участие в создании новой геральдики родного города. И вместе со всем этим Успенский – бессменный председатель районной организации Союза пенсионеров, которая существует в Киреевске с 1996 года.
Но родной город отвечает ему взаимностью. В 2001 году Юрию Александровичу Успенскому было присвоено звание Почетного гражданина города Киреевска.
Встреча с почетным гражданином муниципального образования Киреевский район Успенским Ю.А.
Педагог: Юрий Александрович расскажет Вам об основных этапах развития производства г. Киреевска.
(рассказ Ю.А. Успенского)
Педагог: Юрий Александрович писал стихи гимна г.Киреевска:
И, конечно, есть на свете именитей города,
Но, Киреевск мне любимый не заменят никогда,
Быть потомком Дедославля честь и гордость высока,
Славлю, вас киреевчане, во все долгие года!
(прослушивание текста гимна)
Подведение итогов занятия.
Педагог: Мы попытались сегодня провести практическое занятие Экскурсия в музей. Познакомились с новыми понятиями Музейный предмет, Музейный экспонат, Музейная экспозиция. У меня к вам вопросы, что такое музейный экспозиция, музейный предмет, музейный экспонат? (ответы)
Спасибо Вам за занятие, оно не пришло бесследно и для вас и для нас – ведь цель занятия достигнута. Мы с вами знаем, что такое музейная экспозиция, экспонат, предмет. Актуальность темы определяется ее значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимых для подготовки молодого поколения к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности. Роль и значение музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи.
Рефлексия.
Педагог: Понравилось ли вам выступать в роли экскурсоводов музея? Просигнальте карточками свое отношение к делу.
Зеленая – побольше таких занятий, интересно, полезно.
Желтая – побольше таких занятий.
Красная – не понравилось, трудно.
(дети показывают карточки)
Домашнее задание.
Педагог: На следующее занятие повторить тексты экскурсий по краеведческому музею г. Киреевска
Используемая литература:
Майстровская, М.Т. Музейная экспозиция / М.Т. Майстровская. – М.: Российский институт культурологии, 1997.
Энциклопедический словарь : Музейное дело. – М.: Академик, 2000.
Туманов, В.Е. Школьный музей: методическое пособие / В.Е. Туманов. – М.: ИДЮТ и К, 2000.
Лепехин, А.А. Из истории села Дедилово / А.А. Лепехин. – Тула: Известия, 2013.
Контрольный текст обзорной экскурсии / Киреевский районный краеведческий музей. – Киреевск, 2002.
Музейные термины: сборник научных трудов. – М.: Искусство, 1986.
Скачать работу
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
Конспект занятия
по теме:
Экскурсия в музей
Педагог дополнительного образования
Антонова Ю.А.
Объединение Краеведение
Образовательная программа Краеведение
2017 год
Тема занятия: Экскурсия в музей
Ведущей идеей занятия является поэтапное обучение, воспитание, развитие детей, проявляющих интерес к истории родного края, к краеведению.
Цель: Применение и закрепление полученных знаний, умений и навыков при изучении темы Музей – как машина времени.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся элементам проведения экскурсии в краеведческом музее;
Усвоение понятий: музейная экспозиция, музейный экспонат, музейный предмет;
Способствовать расширению кругозора детей через изучение истории родного края.
Развивающие:
Развивать интерес детей к изучению истории родного края, пониманию быта и менталитета разных эпох;
Формировать творческие способности подростков, навыки работы в коллективе;
Пробуждать любознательность в области культурного наследия своих предков.
Воспитательные:
Воспитание патриотизма, музейной культуры и бережного отношения к музейным экспонатам, предметам, экспозициям;
Создание благоприятной атмосферы для раскрытия и самореализации ребенка.
Место проведения: МКУК Районный краеведческий музей г. Киреевска.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать понятия музейный экспонат, музейный предмет, музейная экспозиция, уметь проводить экскурсию в краеведческом музее.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Основные понятия экскурсии в музей, музыкальный центр, необходимые предметы для проведения чайной паузы, карточки (зеленые, желтые, красные) для проведения рефлексии.
Музыкальное оформление: русские плясовые песни, гимн муниципального образования Киреевский район.
Методы обучения:
Наглядные: демонстрация музейных предметов, экспонатов, экспозиции, показ компьютерной презентации.
Словесные: беседа, рассказ, подготовка экскурсий по краеведческому музею.
Практические: закрепление теоретических знаний по проведению экскурсии в музей.
Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ.
Подготовительная работа
Заранее дается учащимся задание подготовить определенный текст экскурсии по краеведческому музею
Пригласить почетного гражданина муниципального образования Киреевский район – краеведа Успенского Ю.А.
Пригласить фольклорный ансамбль Дедослава.
Структура занятия:
Организационный момент. Вступительное слово педагога (правила поведения в музее.)
Изучение нового материала (презентация Основные понятия экскурсии в музей)
Выполнение практической работы. Проведение экскурсий по краеведческому музею.
Фольклорно-чайная пауза.
Встреча с почетным гражданином муниципального образования Киреевский район Успенским Ю.А.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание.
Ход занятия
Организационный момент.
Педагог: Добрый день, дорогие друзья! У нас сегодня с вами тема занятия: Экскурсия в музей. Мы познакомимся с такими понятиями как музейная экспозиция, музейный экспонат, музейный предмет, но еще сегодня вы сами попробуете себя в роли экскурсоводов. Ну и первый вопрос к вам: Что такое музей?
Ответ: Музей – учреждение, осуществляющее сбор, хранение и изучение памятников истории и культуры.
Педагог: Музеи бывают разные. Какие вы знаете музеи?
Ответ: Художественный, краеведческий, музей одного предмета, музей самоваров, музей оружия.
Педагог: Музей, в котором мы сегодня проводим практическое занятие – районный краеведческий. Нам предстоит совершить путешествие, но при этом соблюдать правила: не толкать соседей, не отставать, не шуметь. Очень строгие правила? Не волнуйтесь, ведь у нас есть еще правило трех можно:
М слушать, задавать вопросы
О и отвечать на них
Ж меняться местами (по ситуации)
Н удивляться
О
Изучение нового материала.
(показ компьютерной презентации Основные понятия экскурсии в музей)
Выполнение практической работы. Проведение экскурсий по краеведческому музею.
Педагог: Мы с вами познакомились с несколькими понятиями сегодняшней экскурсии. И первое понятие – Музейная экспозиция. Наличие экспозиции – один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, она включает в себя часто единственные в своем роде документы и предметы. Существуют различные методы построения музейных экспозиций. Наиболее распространенными из них являются тематические, систематические и ансамблевые. Конкретные формы музейной экспозиции – экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия, но наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия, т.е. коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы.
Экскурсия – это одна из основных форм работы музея с жителями, учащимися.
Мы находимся сейчас в историческом зале краеведческого музея, где размещена музейная экспозиция история края с древнейших времен до начала ХХ в. И, конечно же, здесь надо наиболее внимательно рассмотреть наших предков – вятичей и макет крепости Дедославль - один из экскурсоводов нам расскажет об этом.
1 Экскурсовод: Вашему вниманию представляется макет крепости, выполненный художником Петровичевым Н.Н. В писцовых книгах ХVI в. записано: Город Дедилов древен, на реке Шиворонь, а на горе 4 стрельни наугольных, да 2 стрельни средних, а под ними двое ворота подъездные, да двое ворота вылазные, да на городе колокол вествой, до под городом озеро Белое. По утверждению историков-исследователей крепость Дели-лов была построена на Покровской горе, обнесена рвом и земельными валами. На стенах поставили 87 пищалей, 2 пушки. Почти все население Дедилова составляли ратные люди, которых в разные года насчитывалось от 300 до 500 человек. Посадских людей было всего 28 дворов. Служилые люди были наделены пахотной землей, занимались земледелием и ремеслом. Среди дворников, т.е. живших на дворах князей и детей боярских, оказалось 10 представителей разных профессий: 2 калачника, 2 портных, 1 сапожник, гончар, плотник, конский мастер. Были в крепости и поседлые дворы князей Голицыных, Извольских, Мосальских, Костомаровых. Каждый князь справлял религиозные обряды в своей церкви, а по большим праздникам все собирались в Кафедральном соборе, построенном в центре города. В Дедилове, несмотря на его небольшую величину и окраинное положение был значительный торг – 25 лавок мелких служилых людей и 34 скамьи: торгуют в них солью и хлебом, калачами и мясом.
Жители Дедилова занимались растениеводством и животноводством, излишки своей продукции вывозили на рынки в Тулу.
Обратимся к топонимике нашего района. Издавна повелось, что происхождение названий поселений, рек наши древние предки вятичи, жившие в дремучих лесах, связывали с окружавшими их птицами и зверями. Река Шиворонь – по-славянски - шие врани - сизые вороны, река Олень, деревни Костомаровка, Луневка, Орловка и др. Существует несколько версий о происхождении названия города Дедилова, но более достоверная из них говорит о том, что город был назван в честь воеводы Дедила, особо отличившегося в сражении с татарами.
Педагог: Но в этой музейной экспозиции есть еще одна интересная тема – это добыча в Дедилове железной руды. Следующий юный экскурсовод нам расскажет……
2 Экскурсовод: Издавна Дедилов известен как центр добычи железной руды. В 1681 на имя дедиловского воеводы Т.Н.Торбеева пришла грамота царя Федора о сыске доменных мест в селе Панино и сельце Олени. В ХVI в. для мелкой местной промышленности, а позднее для тульских и каширских заводов. Железная руда добывалась в Дедиловском уезде (в 5 км от города) на реке Оленьей. По словам ровщиков, набиравшихся из населения Дедилова, руда добывалась на глубине 6-10 сажень, т.е.12-20 м, рудный слой залегал на 1-2 м и более.
До того, как эти рудные места в 1632 г. были отданы заводчику А.Виниусу, руду копали и плавили местные жители. В.Борисов, известный исследователь развития кустарной промышленности в тульском крае, так писал о Дедиловском железе: Находимую на поверхности или выкопанную железную руду местные промышленники помещали в горны, подобные современным кузнечным горнам, обкладывали руду древесными углями, зажигали их и раздували их кожаными мехами, из руды прямо получалась железная крица, которая вынималась из горна, разбивалась ручными балдами на наковальне на полосы, называемые в то время батогами…. Чугуна первые промышленники совсем не умели делать, а из полученного железа выковывали для казны даже пушки, пищали, фузеи и ружья, ядра тоже частично выковывались из железа, а отчасти выделывались для больших пушек из камня. Помимо военного вооружения, из того же железа приготовлялись и железные вещи, необходимые для домашнего и сельского общежития.
Дедиловские места были исключительными по качеству и запасам железной руды, так что вся группа тульских заводов до конца ХVII в. питала их рудой.
Царь Петр 1 – реформатор, преобразователь государства Российского строит в 1712 г. оружейный завод в Туле. На этом заводе сначала использовалось железо привозное сибирское, а затем местное – дедиловское. Петр приказал учинить испытания ружейных стволов, изготовленных из сибирского и дедиловского железа. Набили определенное количество стволов порохом и подожгли, при этом разорвало большое количество стволов из сибирского железа. Все оружие было приказано делать из местного дедиловского железа. При Петре 1 стали приписывать крестьян к оружейным заводам. Из Дедилова было приписано 1154 человека, из Быковки – 6.
Педагог: Спасибо ребятам за экскурсию, а мы с вами проходим в зал крестьянского быта. Вы сегодня узнали о понятии музейный экспонат. Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат – предмет, выставленный для обозрения, являющийся подлинным историческим, краеведческим.
Музейный экспонат – это тот предмет, который носили крестьяне в 18,19 веках, пользовались им и он приносил им хозяйственную пользу.
Сегодня наши экскурсоводы обратили внимание на женский костюм. И я предоставляю слово следующему экскурсоводу.
3 Экскурсовод: Русский народный костюм. Какое разнообразие, богатство фантазии, изобретательности, вкуса. Магическая сила русского народного костюма столь велика, что чем пристальнее изучаешь его, тем больше поражаешься присущей ему удивительной гармоничности. Цвет, форма, орнамент – все необходимо, целесообразно. Неписанным законом было установлено, как одежду носить в будни, какую по воскресеньям, в праздники, на свадьбу, при сборе урожая, по случаю похорон… По одежде можно было определить и семейное положение, возраст крестьян. Ведущие цвета в народной одежде – белый, красный, темно-синий.
Главной исконной частью восточно-славянского костюма, как женского, так и мужского, была рубаха, которую нельзя было продать – это считалось грехом: продать рубаху – значит, продать свое счастье, удачу. Обычно девочки до 15 лет ходили в одних рубахах, обязательно подпоясанных. Без пояса, как и без креста, ходить было нельзя. Считалось, что пояс, помимо практического значения, имеет силу талисмана. Для 19 в. типичны рубахи из 2-х частей, соединенных швом по талии или чуть выше. Верхнюю часть (грудку, оплечье, стан) шили из тонкой нарядной ткани, нижнюю – из грубого холста. В старинных рубахах преобладали узорное ткачество и вышивка. Орнамент мог быть растительным, геометрическим, вышивали фигурки людей, зверей и птиц. Украшали в основном ворот, рукава, оплечье и подол.
Красота, по народным понятиям, равнозвучна здоровью и благополучию. И костюм должен был подчеркнуть женскую красоту как выражение здоровья. Оно ассоциировалось с пышностью женских форм. Поясная одежда, особенно панева с подтыком и кульком в Тульской губернии, утянула бедра, акцентировала на них внимание. Шили паневы из 3-5 прямых полотнищ. Использовали толстую шерстяную домотканую ткань, как правило, в крупную клетку синего и черного цветов. Несшитые стороны паневы закреплялись гашником – шнурком. Прошва вышивалась спереди, висел фартук-занавеска. Материал на прошву использовался более дешевый. Праздничные паневы шились из более яркой ткани и украшались по низу тесьмой, кружевом.
Фартук (занавеска) был непременной частью костюма, но повседневные вещи были очень скромными, зато праздничные украшались со все-возможной фантазией.
Женский головной убор – самая интересная и яркая часть костюма. Головной убор отражал характер, социальное и семейное положение женщины. Считалось, что голова и волосы обязательно должны быть закрытыми, простоволосая женщина вызывала гнев домового, падеж скота, неурожай хлеба, болезни людей. Самым древним (еще со времен язычества) головным убором является кичка. В сундуке у каждой женщины хранилось по несколько десятков платков. Это был самый желанный подарок – символ женской жизни. Вышивались платки цветными нитями. Очень ценились большие шелковые платки, а самые дорогие из них были шиты золотом.
Педагог: Второй музейный экспонат – это самовар. Здесь их целая коллекция и они настоящая ценность. А расскажет нам о самоваре следующий юный экскурсовод.
4 Экскурсовод: Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. Что такое самовар нынче каждый знает. В словаре русского языка говорится самовар – металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями, а в толковом словаре В.И. Даля сказано: самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри. Прошли немалые годы, прежде чем россияне начали пить чай из самовара. В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство у нас в Туле. В 1778 году первый тульский самовар сделал Назар Лисицын. Самовары братьев Ивана и Назара Лисицыных славились разнообразием форм и отделки: вазы, бочонки и другие формы радуют глаза посетителей музеев Москвы, Калуги, Тулы, Тамбова.
В начале 20 века в Туле начали действовать самоварные фабрики Ломовых, Киселева, Куратова, Сиднева и других. Самовары братьев Ивана и Василия Ломовых имели право носить государственный российский герб как высокую награду за качество выпускаемой продукции. Фасоны самоваров переходили по наследству. Процесс изготовления новой формы очень трудный, поэтому в год фабрикант выпускал только одну новую форму.
В Тулу за покупкой самовара приезжали купцы из других городов. Самовары были очень дорогими, о чем говорит гравированная надпись на одном из них: Самовары, самовары, самовары медные, из-за вас, самовары, люди стали бедные. В 1910 году самовар латунный стоил 25 рублей 20 копеек, в то же время брюки стоили 1 рубль 40 копеек, овца – 4 рубля, корова – 45 рублей. Часто в начале 20 века устраивались ярмарки, где угощали чаем из самовара. И традиция гостеприимства, чаепития жива до сих пор в селениях и городах.
Фольклорно-чайная пауза.
(Фольклорный ансамбль исполняет песню Во горенке, разносят чай)
Педагог: Отношение к самовару как к живому, одухотворенному предмету выразилось в пословицах и поговорках, в ласково-доброжелательных этикетах: самовар-душечка. Оттого, наверное, и дорого русскому человеку это замечательное изобретение. Самовар имеет живую душу и олицетворяет непреходящее для каждого человека понятие - радость общения в семейном и дружном кругу, домашний уют и покой, гостеприимство и радушие.
А пока вы пьете чай, проведем конкурс Продолжи пословицу.
Чай сладок – если друг рядом.
Пей чай – удовольствие получай.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Чай пить – не дрова рубить.
Самовар кипит – уходить не велит.
Сотни лет не гаснет уголек в Тульских самоварах. Пусть же продолжается твоя славная биография, живи и здравствуй в веках, медное чудо, русский красавец, русский самовар.
Стихотворение Самовар
Самовар раздула – Тула,
Тула – Родина моя,
Белой скатертью махнула
От Заречья до Кремля.
Самовар гудит и топчет
Тропку в небо белый дым.
Где б ты ни был, днем ли, ночью –
Словно дома, рядом с ним.
Он гудит в лесной избушке,
В городах, среди степей…
Из него нередко Пушкин
Чаем потчевал друзей.
Полководец, князь Суворов
За собой его возил,
Самовар наш нюхал порох,
Видел крепость Измаил.
Он гудит, не уставая,
Двести лет уже подряд.
Самовар – душа живая –
Друг веселью, сказке – брат.
Теплым светом, добрым светом
У него горят бока.
Видно, взгляд умельца это
К нам дошел через века.
Видно, мудрое свеченье
Это – сердце, доброта,
Это мастера уменье,
Вдохновенье, красота.
Самовар гудит и тянет
От него теплом сосны,
Всей земле тепла достанет,
Сказок, песен, тишины…
Педагог: Спасибо за чай, за песню, а мы продолжаем занятие и переходим в следующий зал История г. Киреевска, где представлена комната первых строителей города Киреевска. В 1928 году началось строительство поселка Киреевский, строили первые шахты. В 28 сентября 1956 года Указом Верховного Совета РСФСР поселок Киреевский получил статус города.
Сегодня вы познакомились с понятием музейный предмет. В современном музееведении музейный предмет определяется как памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания, благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества.
В этом зале – комнате строителей, собраны многие предметы, которые были использованы в домашнем потреблении, а теперь стали памятниками материальной культуры. И я передаю слово нашему юному экскурсоводу.
5 Экскурсовод: Вашему вниманию ребят представлен интерьер комнаты первых строителей г. Киреевска. Быт этого периода был скромен и неприхотлив. Деревянная мебель – ручной работы: буфет, стол, тумбочка, табурет. Все самое необходимое сочеталось со всевозможными украшениями, выдуманными женщинами. Эти накидушки на подушках, наволочки, половики, занавески, салфетки, скатерти. Традиционным для тех лет было украшение стен фотографиями, картинами, иллюстрациями, в буфете размещали нехитрую домашнюю посуду, фотографии, открытки с изображением популярных артистов тех лет.
Естественно, люди старались отдохнуть от повседневных забот, и помогал им в этом патефон, Киреевчане слушали музыку, танцевали. Вообще, обустройство быта напрямую связано с умением людей все делать самим. Земля Киреевская богата мастерами да умельцами. Одним из них является Чернов Афанасий Иванович. Вашему вниманию представлена люстра, витиеватые деревянные узоры которой выполнены руками мастера.
Следующий отдел интерьера представлен диваном, этажеркой, половиком. Это своеобразный уголок отдыха. На диване – чехлы, на валиках – накидка, рюша, вышитые руками женщин дорожки. На этажерке помещена шкатулка из открыток. В свободное время можно было послушать новости и музыку по приемнику Урал.
Многие из предметов этой экспозиции до сих пор используются в домашнем хозяйстве многими людьми, преимущественно, пожилого возраста. Подлинные предметы 30-50-х гг. были любезно предоставлены: Топчий Надеждой Петровной, Радиной Клавдией Павловной, Орликовой Антониной Ильиничной, Алешиным Виктором Васильевичем.
В эти годы наши земляки ударно трудились, проявляли энтузиазм, возводили новые города и мечтали о лучшей жизни.
Педагог: И мы с вами перешли в зал История края с 1946 по настоящее время. Здесь мы видим стенд Почетные граждане г. Киреевска. Один из них Успенский Юрий Александрович. О нем вам расскажет следующий экскурсовод.
6 Экскурсовод: Успенский Юрий Александрович родился в селе Дедилово. А его родословная идет от писателя Николая Васильевича Успенского, двоюродного брата нашего известного земляка Глеба Ивановича Успенского. И поэтому совершенно не удивительно, что с литературой в этой семье связано очень многое. Почетный гражданин Киреевского района, писатель и поэт Юрий Александрович Успенский.
- Дед после семинарии был прислан на служение в Дедилово, и там,в 1892 году родился мой отец. Но бабушка умерла во время родов, амачеха, как бывает не только в сказках, невзлюбила своего пасынка. Ипосле одной из ссор ребенка взял на воспитание сосед с простой, русскойфамилией Некрасов, внучатый племянник знаменитою поэта.
Став взрослым, отец Юрия Александровича переехал жить в Тулу.
Призвание определилось сразу. После войны Юрий поступил на филологический факультет Тульского педагогического института. И здесь все началось сразу: и учеба, и карьера, и стихи. Уже на третьем курсе он работал председателем студенческого профкома. Тогда же послали на практику в одну из тульских школ.
-Так наладил дисциплину, что руководство школы упросило преподавателей, обучать меня дальше без отрыва от производства. А в институте даже не сомневались, что я сумею одновременно сдать экзамены. Позже оставляли меня в аспирантуре, - рассказывает Юрий Александрович, - но я хотел учить ребятишек. Год проработал завучем, назначили директором. Так всё дальше и пошло...
Он начал увлекаться поэзией сразу же после поступления в институт. Да и факультет русского языка в литературы располагал. И родословная, что ни говори, дает себя знать. В институте был в те времена сильный поэтический кружок, из него вышли известные литераторы и краеведы нашей малой родины.
-Мы буквально жили нашими стихами, порой казалось, что Вселеннаясостоит из рифм и метафор, - вспоминает юность и своих товарищейУспенский.
В дальнейшем он закончил еще и курсы журналистики при Тульском обкоме партии, и тогда уже его публикации появились на страницах местной прессы, в коллективных сборниках стихов.
- Стихи для меня — это состояние души, мой отклик на происходящее вокруг. События, новости, природа, человеческая жизнь со всеми ее перипетиями и радостями — всё просится на бумагу, - говорит Юрий Александрович.
Стихи помогают ему жить, а иногда и выживать... Так было в то время, когда трагически погиб его сын, который служил в милиции.
А еще... его маленькие остроумные четверостишия очень нравятся женщинам.
Он работал директором различных учебных заведений: школ Тулы и Киреевска, техникума, профессионально-технического училища. Ho все время занимался еще и общественной работой. С 1991 но 1993 год был последним Председателем Киреевского городского совета. Когда в 1997 году стало организовываться местное самоуправление, он стал депутатом районного собрания представителей.
Вел общественную работу всегда, сколько себя помнит. Уже более тридцати лет Юрий Александрович Успенский возглавляет районную организацию общества Знание. Его очерки по краеведению опубликованы в нескольких сборниках, он принимал самое активное участие в создании новой геральдики родного города. И вместе со всем этим Успенский – бессменный председатель районной организации Союза пенсионеров, которая существует в Киреевске с 1996 года.
Но родной город отвечает ему взаимностью. В 2001 году Юрию Александровичу Успенскому было присвоено звание Почетного гражданина города Киреевска.
Встреча с почетным гражданином муниципального образования Киреевский район Успенским Ю.А.
Педагог: Юрий Александрович расскажет Вам об основных этапах развития производства г. Киреевска.
(рассказ Ю.А. Успенского)
Педагог: Юрий Александрович писал стихи гимна г.Киреевска:
И, конечно, есть на свете именитей города,
Но, Киреевск мне любимый не заменят никогда,
Быть потомком Дедославля честь и гордость высока,
Славлю, вас киреевчане, во все долгие года!
(прослушивание текста гимна)
Подведение итогов занятия.
Педагог: Мы попытались сегодня провести практическое занятие Экскурсия в музей. Познакомились с новыми понятиями Музейный предмет, Музейный экспонат, Музейная экспозиция. У меня к вам вопросы, что такое музейный экспозиция, музейный предмет, музейный экспонат? (ответы)
Спасибо Вам за занятие, оно не пришло бесследно и для вас и для нас – ведь цель занятия достигнута. Мы с вами знаем, что такое музейная экспозиция, экспонат, предмет. Актуальность темы определяется ее значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимых для подготовки молодого поколения к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности. Роль и значение музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи.
Рефлексия.
Педагог: Понравилось ли вам выступать в роли экскурсоводов музея? Просигнальте карточками свое отношение к делу.
Зеленая – побольше таких занятий, интересно, полезно.
Желтая – побольше таких занятий.
Красная – не понравилось, трудно.
(дети показывают карточки)
Домашнее задание.
Педагог: На следующее занятие повторить тексты экскурсий по краеведческому музею г. Киреевска
Используемая литература:
Майстровская, М.Т. Музейная экспозиция / М.Т. Майстровская. – М.: Российский институт культурологии, 1997.
Энциклопедический словарь : Музейное дело. – М.: Академик, 2000.
Туманов, В.Е. Школьный музей: методическое пособие / В.Е. Туманов. – М.: ИДЮТ и К, 2000.
Лепехин, А.А. Из истории села Дедилово / А.А. Лепехин. – Тула: Известия, 2013.
Контрольный текст обзорной экскурсии / Киреевский районный краеведческий музей. – Киреевск, 2002.
Музейные термины: сборник научных трудов. – М.: Искусство, 1986.
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы