Название работы:
"ОБОБЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА. КАКИЕ ПРИЁМЫ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".. Автор: Якунина Любовь Леонидовна. Работа №123422
Дата публикации:
12.01.2020
Автор:
Якунина Любовь Леонидовна
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства
Описание:
"ОБОБЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
НАСТАВНИК И МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ,
КАКИЕ ПРИЁМЫ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ
МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ
НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".
Работа:
"ОБОБЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
НАСТАВНИК И МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ,
КАКИЕ ПРИЁМЫ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ
МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ
НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".
Китаева Оксана Борисовна, город Томск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска, учитель, Якунина Любовь Леонидовна, город Томск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска, учитель, missis.kitaeva2010@yandex.ru.
Аннотация: Статья о наставничестве, его типы, методы. Планирование работы с молодыми специалистами. Какие документы необходимо иметь для работы наставнику. Содержание деятельности наставника. Образовательные технологии, используемые наставником, которые необходимо знать молодому специалисту.
Пять ключевых слов: Наставник, наставничество, образовательные технологии, метод проектов, дети с умственной отсталостью(УО).
Наставничество – естественным образом сложившаяся форма передачи знаний, культуры и опыта друг другу. Это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.
Существуют разные методы наставничества, но мне хотелось бы остановиться на методах наставничества по Джону Максвеллу:
Методы:
Модель Гуру и его последователь. Когда работник оказывается в подчинении гуру с авторитетом в профессиональном кругу, он становится последователем, чтобы перенять знания наставника. Ученик должен наблюдать, пытаться подражать и запоминать. Гуру в таком случае ничего не разъясняют, просто можно смотреть за их работой.
Плюсы модели: высокий профессионализм ученика, если удастся понять принципы работы гуру.
Минусы модели: включенность группы в обучение является низкой, обратной связи практически нет, проявляться результат может лишь через значительный период времени, и при этом не всегда.
Модель Мастер и подмастерье. Мастер готов делиться со своим подмастерьем. В случае с отзывчивым учеником, данная модель будет идеальной. В том числе предполагает равные пропорции кнута и пряника. Количество учеников у мастера довольно велико, однако и наставник имеет достаточный опыт.
Плюсы модели: включенность группы достаточно высокая, с оперативной адаптацией, достижением отличных результатов на выходе, формируется команда единомышленников.
Минусы модели: при уходе мастера есть вероятность потери всей команды. Некоторые ученики постоянно ориентируются на наставника, не развивая самостоятельные качества.
Модель Творческий тандем. Немногие наставники готовы к подобным отношениям. Предполагается прием нового, молодого специалиста как равного, позволяя ему это почувствовать. Такой тандем работает совместно, с разделением ответственности за результат, становясь единой рабочей единицей. Отмечается эффект синергии 1 + 1 = 3.
Плюсы модели: способствует высокой включенности группы, быстрой адаптации, формированию полноценной команды, отличным результатам на выходе.
Минусы модели: мини-группа остается обособленной в коллективе; обычно уход одного представителя тандема из компании приводит к уходу и другого.
Мне довелось работать не только с молодыми специалистами, но и с людьми более зрелого возраста, которые решили поменять свою профессию на педагогическую. Здесь мы тоже выступаем в роли наставников, вводим новых специалистов в профессию. Мне очень нравится модель "Творческий тандем", хотя большинство работает по модели "Гуру и его последователь", но работая в творческом тандеме, рождаются новые творческие идеи, приходят свежие мысли, мне кажется что эта модель является прогрессивной и способствует развитию педагогического коллектива, не происходит застоя, способствует творческому развитию, как молодого специалиста, так и наставника заставляет взглянуть на давно известные и закостенелые догмы другим, новым взглядом.
По поводу остальных моделей, хотелось сказать следующее мнение: "Модель мастер и подмастерье" воспитает педагога, не способного взять всю ответственность на себя, так как изначально она нацелена на то, чтобы вырастить хорошего помощника, и такому педагогу всегда нужен будет ведущий.
Модель Мастер и подмастерье, даст хорошего, грамотного педагога консерватора, который будет следовать только тому, чему научил его наставник.
Меняются дети, меняются школьные программы, меняется общество, меняется требование общества к содержанию образования и в этом стремительно меняющемся мире наставник должен создать такие условия для молодого специалиста, чтобы ему захотелось творчески подходить к своей работе, разделять ответственность за порученное ему дело, за детей, за весь учебно - воспитательный процесс.
Всё необходимое, как профессионалу наставник даёт своему подопечному в ходе совместного творческого взаимодействия (это и заполнение школьной документации и использование ТСО, и организация внеурочной деятельности, подготовка к урокам и многое другое). В творческом тандеме у молодого специалиста появляется желание изучить самому новые методики и технологии и вместе с наставником обсудить их и применить на практике.
Основные направления работы наставника:
Изучить требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Обеспечить поддержку молодым педагогам(начинающим специалистам) в области:
практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
разработки программы собственного профессионального роста;
выбора приоритетной методической темы для самообразования;
подготовки к первичному повышению квалификации;
освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Планирование работы с молодыми специалистами:
-работа со школьной документацией;
-требования к организации учебного процесса;
-планирование и организация работы по предмету;
-планирование и организация методической работы;
-формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
-работа по саморазвитию;
-знакомство со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;
Документы необходимые для работы наставника:
Распоряжение администрации о закреплении наставника;
Положение о наставничестве;
Основные сведения из трудового законодательства о труде
Перечень лиц, отделов и организаций, ответственных за работу с молодежью, их телефоны;
Формы, по которым собираются основные сведения (инструментарий для исследования адаптации)
Карточка контроля адаптации молодого специалиста.
План работы с молодым специалистом (программа работы с молодым специалистом)
Содержание деятельности наставника:
Заполнение школьной документации
Анализ и самоанализ урока;
Обязанности классного руководителя;
Организация работы с родителями;
Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
Организация работы с неуспевающими;
Составление характеристики учащегося;
Составление характеристики класса.
Разработка программы своего профессионального роста;
Подготовка к первичному повышению квалификации;
Выбор темы для самообразования;
Подготовка к будущей аттестации.
Образовательные технологии
Технология проектной деятельности
Технология системно - деятельностного подхода
Технология личностно - ориентированного подхода
Здоровьесберегающие технологии
Все эти технологии используются как наставником, так и передаются молодым специалистам в совместной деятельности для наибольшей эффективности в работы с детьми УО. Инновационные технологии, новые методы и технологии, для детей с УО (умственной отсталостью), это можно сказать старое для общеобразовательной школы.
Если раньше мы не могли даже говорить о том, чтобы детям с УО дать возможность использовать компьютер в учебном процессе, то сегодня у нас такие возможности есть. Поэтому ИКТ для детей с УО являются инновационными технологиями, и мы их используем, делимся опытом с молодыми специалистами. То же самое можно сказать и о методе проектов, для детей с УО это новые методы, значит инновационные, наши дети с удовольствием вступают в совместную проектную деятельность.
Эти образовательные технологии, как нельзя лучше способствуют усвоению образовательных программ на том уровне, на котором ребёнок с УО может взять образовательный стандарт, создаются СИПРы (в процессе использования личностно - ориентированного подхода), используются методы "Рука в руку", методика "Глобального чтения", методика Базарного, метод "Оперантной терапии", иппотерапия(лечение лошадьми), арттерапия(лечение рисованием), анималотерапия(лечение животными), псаммотерапия(лечение песком) и многие другие.
Метод проектов— это способ достижения цели через подробную разработку проблемы, которая заканчивается конкретным, практическим результатом, представленным надлежащим образом.
Системно-деятельностный подход способ решения следующих вопросов:
- Как включить ученика в образовательный процесс?- Как, при помощи действия помочь его самоопределению?
-Какие методические приёмы, использовать на уроках ?
-Какие технологии деятельностного типа можно применять?
Подличностно-ориентированным подходом- другими словами индивидуальный подход к каждому ребёнку, целью которого является максимально возможное раскрытие талантов и способностей учащегося.
Используемая литература:
Электронный ресурс] Сайт ПЕДСОВЕТ https://pedsovet.org/beta/article/etogo-ucitel-ne-dolzen-delat-nikogda
Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search
Электронный ресурс] Сайт "Начальная школа"https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search
Скачать работу
НАСТАВНИК И МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ,
КАКИЕ ПРИЁМЫ, СПОСОБЫ И МЕТОДЫ
МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ
НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".
Китаева Оксана Борисовна, город Томск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска, учитель, Якунина Любовь Леонидовна, город Томск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39 г. Томска, учитель, missis.kitaeva2010@yandex.ru.
Аннотация: Статья о наставничестве, его типы, методы. Планирование работы с молодыми специалистами. Какие документы необходимо иметь для работы наставнику. Содержание деятельности наставника. Образовательные технологии, используемые наставником, которые необходимо знать молодому специалисту.
Пять ключевых слов: Наставник, наставничество, образовательные технологии, метод проектов, дети с умственной отсталостью(УО).
Наставничество – естественным образом сложившаяся форма передачи знаний, культуры и опыта друг другу. Это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.
Существуют разные методы наставничества, но мне хотелось бы остановиться на методах наставничества по Джону Максвеллу:
Методы:
Модель Гуру и его последователь. Когда работник оказывается в подчинении гуру с авторитетом в профессиональном кругу, он становится последователем, чтобы перенять знания наставника. Ученик должен наблюдать, пытаться подражать и запоминать. Гуру в таком случае ничего не разъясняют, просто можно смотреть за их работой.
Плюсы модели: высокий профессионализм ученика, если удастся понять принципы работы гуру.
Минусы модели: включенность группы в обучение является низкой, обратной связи практически нет, проявляться результат может лишь через значительный период времени, и при этом не всегда.
Модель Мастер и подмастерье. Мастер готов делиться со своим подмастерьем. В случае с отзывчивым учеником, данная модель будет идеальной. В том числе предполагает равные пропорции кнута и пряника. Количество учеников у мастера довольно велико, однако и наставник имеет достаточный опыт.
Плюсы модели: включенность группы достаточно высокая, с оперативной адаптацией, достижением отличных результатов на выходе, формируется команда единомышленников.
Минусы модели: при уходе мастера есть вероятность потери всей команды. Некоторые ученики постоянно ориентируются на наставника, не развивая самостоятельные качества.
Модель Творческий тандем. Немногие наставники готовы к подобным отношениям. Предполагается прием нового, молодого специалиста как равного, позволяя ему это почувствовать. Такой тандем работает совместно, с разделением ответственности за результат, становясь единой рабочей единицей. Отмечается эффект синергии 1 + 1 = 3.
Плюсы модели: способствует высокой включенности группы, быстрой адаптации, формированию полноценной команды, отличным результатам на выходе.
Минусы модели: мини-группа остается обособленной в коллективе; обычно уход одного представителя тандема из компании приводит к уходу и другого.
Мне довелось работать не только с молодыми специалистами, но и с людьми более зрелого возраста, которые решили поменять свою профессию на педагогическую. Здесь мы тоже выступаем в роли наставников, вводим новых специалистов в профессию. Мне очень нравится модель "Творческий тандем", хотя большинство работает по модели "Гуру и его последователь", но работая в творческом тандеме, рождаются новые творческие идеи, приходят свежие мысли, мне кажется что эта модель является прогрессивной и способствует развитию педагогического коллектива, не происходит застоя, способствует творческому развитию, как молодого специалиста, так и наставника заставляет взглянуть на давно известные и закостенелые догмы другим, новым взглядом.
По поводу остальных моделей, хотелось сказать следующее мнение: "Модель мастер и подмастерье" воспитает педагога, не способного взять всю ответственность на себя, так как изначально она нацелена на то, чтобы вырастить хорошего помощника, и такому педагогу всегда нужен будет ведущий.
Модель Мастер и подмастерье, даст хорошего, грамотного педагога консерватора, который будет следовать только тому, чему научил его наставник.
Меняются дети, меняются школьные программы, меняется общество, меняется требование общества к содержанию образования и в этом стремительно меняющемся мире наставник должен создать такие условия для молодого специалиста, чтобы ему захотелось творчески подходить к своей работе, разделять ответственность за порученное ему дело, за детей, за весь учебно - воспитательный процесс.
Всё необходимое, как профессионалу наставник даёт своему подопечному в ходе совместного творческого взаимодействия (это и заполнение школьной документации и использование ТСО, и организация внеурочной деятельности, подготовка к урокам и многое другое). В творческом тандеме у молодого специалиста появляется желание изучить самому новые методики и технологии и вместе с наставником обсудить их и применить на практике.
Основные направления работы наставника:
Изучить требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Обеспечить поддержку молодым педагогам(начинающим специалистам) в области:
практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
разработки программы собственного профессионального роста;
выбора приоритетной методической темы для самообразования;
подготовки к первичному повышению квалификации;
освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Планирование работы с молодыми специалистами:
-работа со школьной документацией;
-требования к организации учебного процесса;
-планирование и организация работы по предмету;
-планирование и организация методической работы;
-формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
-работа по саморазвитию;
-знакомство со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;
Документы необходимые для работы наставника:
Распоряжение администрации о закреплении наставника;
Положение о наставничестве;
Основные сведения из трудового законодательства о труде
Перечень лиц, отделов и организаций, ответственных за работу с молодежью, их телефоны;
Формы, по которым собираются основные сведения (инструментарий для исследования адаптации)
Карточка контроля адаптации молодого специалиста.
План работы с молодым специалистом (программа работы с молодым специалистом)
Содержание деятельности наставника:
Заполнение школьной документации
Анализ и самоанализ урока;
Обязанности классного руководителя;
Организация работы с родителями;
Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
Организация работы с неуспевающими;
Составление характеристики учащегося;
Составление характеристики класса.
Разработка программы своего профессионального роста;
Подготовка к первичному повышению квалификации;
Выбор темы для самообразования;
Подготовка к будущей аттестации.
Образовательные технологии
Технология проектной деятельности
Технология системно - деятельностного подхода
Технология личностно - ориентированного подхода
Здоровьесберегающие технологии
Все эти технологии используются как наставником, так и передаются молодым специалистам в совместной деятельности для наибольшей эффективности в работы с детьми УО. Инновационные технологии, новые методы и технологии, для детей с УО (умственной отсталостью), это можно сказать старое для общеобразовательной школы.
Если раньше мы не могли даже говорить о том, чтобы детям с УО дать возможность использовать компьютер в учебном процессе, то сегодня у нас такие возможности есть. Поэтому ИКТ для детей с УО являются инновационными технологиями, и мы их используем, делимся опытом с молодыми специалистами. То же самое можно сказать и о методе проектов, для детей с УО это новые методы, значит инновационные, наши дети с удовольствием вступают в совместную проектную деятельность.
Эти образовательные технологии, как нельзя лучше способствуют усвоению образовательных программ на том уровне, на котором ребёнок с УО может взять образовательный стандарт, создаются СИПРы (в процессе использования личностно - ориентированного подхода), используются методы "Рука в руку", методика "Глобального чтения", методика Базарного, метод "Оперантной терапии", иппотерапия(лечение лошадьми), арттерапия(лечение рисованием), анималотерапия(лечение животными), псаммотерапия(лечение песком) и многие другие.
Метод проектов— это способ достижения цели через подробную разработку проблемы, которая заканчивается конкретным, практическим результатом, представленным надлежащим образом.
Системно-деятельностный подход способ решения следующих вопросов:
- Как включить ученика в образовательный процесс?- Как, при помощи действия помочь его самоопределению?
-Какие методические приёмы, использовать на уроках ?
-Какие технологии деятельностного типа можно применять?
Подличностно-ориентированным подходом- другими словами индивидуальный подход к каждому ребёнку, целью которого является максимально возможное раскрытие талантов и способностей учащегося.
Используемая литература:
Электронный ресурс] Сайт ПЕДСОВЕТ https://pedsovet.org/beta/article/etogo-ucitel-ne-dolzen-delat-nikogda
Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search
Электронный ресурс] Сайт "Начальная школа"https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы