Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

МБ ДОУ "Детский сад № 207". Автор: Некипелова Елена Павловна. Работа №123571

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Педагогические проекты
Описание:
цель данного проекта: развитие словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III) уровня через логические игры и упражнения. Задачи проекта: • обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям; • развивать умение рассуждать, доказывать, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; • учить выявлять закономерности, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №207» комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

Проект

 

развитие словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень) через логические игры и упражнения

 

 

 

Автор - составитель: Некипелова Е.П.

старший воспитатель высшей

квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

Новокузнецкий городской округ, 2015 год

Содержание

Паспорт проекта ………………………………………………………………….

5

Введение …………………………………………………………………………...

7

I. Структура проекта «Удивительный мир логики» ………………………..

10

Направления работы по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня)

………………

 

11

Этапы реализации проекта

…………………………………………………

11

II. Концептуальное обоснование проекта «Удивительный мир логики» ...

13

III. Содержание проекта «Удивительный мир логики» …………………….

17

Средства развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня)

………………………………...

 

17

Использование средств ИКТ в развитии словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня)

..

 

18

Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня) по выявлению уровня развития словесно-логического мышления

……………………………………………………………………

 

 

18

План реализации проекта

…………………………………………………..

23

Заключение ………………………………………………………………………..

26

Литература ………………………………………………………………………...

28

Приложение ……………………………………………………………………….

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

Наименование проекта

«Удивительный мир логики»: развитие словесно – логического мышления через логические игры и упражнения

Основные разработчики проекта

Учитель – логопед

Сроки и этапы реализации проекта

сентябрь 20 …год – май 20… год

Тип проекта

Практико-ориентированный

Цель и задачи проекта

 

Цель проекта – развитие словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) через логические игры и упражнения.

Задачи:

обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

развивать умение рассуждать, доказывать, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

учить выявлять закономерности, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

Перечень основных мероприятий

1 этап: аналитический (сентябрь 20…г.);

2 этап: диагностический (середина сентября 20…г.);

3 этап: практический (октябрь 20… – середина мая 20…г.);

4 этап: обобщающий (середина мая 20…г.).

Исполнители проекта и основных мероприятий

Учитель – логопед, воспитатели, родители

 

 

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

К концу учебного года ожидается повышение уровня развития словесно – логического мышления: умение детей рассуждать, доказывать, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам, классифицировать, обобщать, анализировать. Сплочение коллектива: родители – педагоги – дети. Создание предметно развивающей среды в виде пособий и развивающих игр, что будет способствовать развитию словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень), поднимет на более высокий уровень коммуникативного взаимодействия между всеми участниками проекта.

Целевая (ые) группа(ы) проекта

Дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У большинства из них имеются нарушения основных свойств внимания: недостаточная его устойчивость, трудность включения, распределения и переключения; снижение вербальной памяти, проявляющееся трудностью запоминания стихов, элементов и последовательности предложенных для выполнения инструкций; выявляется отставание в развитии словесно-логического мышления в виде недостаточности понимания детьми логико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности. Данные проблемы затрудняют коррекцию речевых нарушений и развитие речи воспитанников логопедических групп. Словесно - логическое развитие ребёнка – многогранный и сложноорганизованный процесс. Его составляющие – тесно связаны между собой. Совершенствование словесно - логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое не возможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения - т.е. основных операций мышления, а своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им последствия.

Актуальность и значимость этих вопросов, их недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили обозначить проблему проектного исследования — поиск путей и способов развития словесно – логического мышления дошкольников с ОНР (III уровня). Разработка данной проблемы, в свою очередь, определила цель данного проекта: развитие словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III) уровня через логические игры и упражнения.

Задачи проекта:

о

бучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравн

ению,

классификации, систематизации, ограниче

нию, обобщению, умозаключениям;

р

азвивать

умение рассуждать, доказывать, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

учить выявлять закономерности,

мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

Сроки реализации проекта: 20… 20… учебный год.

Участниками данного проекта являются дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень), учитель – логопед, воспитатели, родители.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБ ДОУ «Детский сад №207» :

с детьми - в специально организованной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;

с педагогами – в условиях проведения активной методической работы;

с родителями – в просветительской работе, в специально организованной совместной деятельности.

 

 

Ожидаемый результат проекта:

К концу учебного года ожидается повышение уровня развития словесно – логического мышления: умение детей рассуждать, доказывать, мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам, классифицировать, обобщать, анализировать. Сплочение коллектива: родители – педагоги – дети. Создание предметно - развивающей среды в виде пособий и развивающих игр, что будет способствовать развитию словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень), поднимет на более высокий уровень коммуникативного взаимодействия между всеми участниками проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Структура проекта «Удивительный мир логики»

 

Проект «Удивительный мир логики» состоит из разделов, в которых освещены основные направления работы по развитию словесно – логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень).

В проекте раскрыты ключевые аспекты: актуальность развития словесно – логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень), цель, задачи, целевая аудитория, приведено методологическое и концептуальное обоснование проекта, этапы реализации и ожидаемые результаты.

Данный проект разработан на основе проблемно – ориентированного анализа познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Такой подход содержит объективные возможности ориентировки на те мероприятия, которые могут быть полезны всем и невредны каждому в отдельности ребенку.

В содержание проекта включено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень), определены критерии уровней развития словесно – логического мышления, разработан перспективный план работы в этом направлении.

Учебно - методическое обеспечение проекта включает: дидактические пособия, раздаточные и демонстрационные перфокарты, интерактивные игры, консультации для родителей и воспитателей, что позволяет последовательно и ненавязчиво развивать у дошкольников словесно – логическое мышление.

Пособия ярко оформлены, что не только соответствует возрастным особенностям детей 5 – 7 лет, но и несут развивающую и познавательную функцию.

 

 

 

 

Направления работы по развитию словесно – логического мышления у детей с ОНР (III уровня):

Взаимодействие с детьми.

Цель: развитие словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III) уровня через логические игры и упражнения.

Формы работы: дидактические игры, логические задачи, специально разработанные игры с использованием ИКТ.

Взаимодействие с педагогами.

Цель: повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач.

Формы работы: организация развивающей среды, консультации, практикумы, создание банка диагностического и развивающего инструментария (непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ, игры, литература, упражнения).

Взаимодействие с родителями.

Цель: педагогическое просвещение и приобщение к развитию словесно – логического мышления у детей.

Формы работы: консультации, практикумы, демонстрация совместной образовательной деятельности с детьми, семейная творческая деятельность.

Этапы проекта:

1. Аналитический: (сентябрь 20…г.):

анализ научно – теоретических представлений о природе и видах словесно – логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня);

изучение особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня).

2. Диагностический: (середина сентября 20…г.):

отбор и апробирование методик для изучения словесно

– логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня);

определения критериев и выявление уровня развития

словесно – логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня).

3. Практический: (октябрь 20… – середина мая 20…г.):

составление и реализация плана работы по развитию

словесно – логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня);

подбор методов и приемов работы по развитию

словесно – логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня);

разработка и введение в содержание педагогического процесса комплекс интерактивных игр;

целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми;

разработка консультативного материала для воспитателей и родителей.

4. Обобщающий: (середина мая 20…г.):

анализ эффективности системы работы по развитию

словесно – логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР (

III

уровня).

презентация опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Концептуальное обоснование проекта «Удивительный мир логики»

Вопросами о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления занимались многие исследователи: такие как И.Т. Власенко, Л.Ф. Спирова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, А.В. Запорожец, Л.Ф. Тихомирова, Т. Р. Кислова и др. Особенно неоценимыми для практической коррекционной логопедической работы вообще и для работы по формированию связной речи и мышления у детей с общим недоразвитием речи являются мысли Л.С. Выготского в его работе "Мышление и речь".

К концу дошкольного периода ребенок начинает выполнять мыслительные действия со свойствами и связями предметов и явлений, которые выражены в понятиях и суждениях.

Перевод к словесно – логическому мышлению осуществляется с опорой на наглядно – образное мышление. Сначала ребенок учится в словесной форме рассуждать о свойствах предметов с использованием образов и представлений, а потом с опорой на схематичное условное обозначение предметов в чертежах, схематичных рисунках, в которых нужные свойства лишь обозначаются условным знаком, а не изображаются. Это помогает ребенку перейти к манипулированию словами или условными знаками, обозначающими свойства предметов и явлений.

При логическом мышлении осуществляется значительный отрыв от реальных ситуаций и предметов, оно позволяет оперировать лишь отдельными свойствами и связями.

Логическое мышление расширяет кругозор ребенка, переносит его в такие области окружающего мира, которые не связаны с его личным опытом. Освоение логического мышления начинает осуществляться к концу дошкольного возраста и продолжает в школьном, где ребенок операции мышления применяет не к реальным предметам или представлениям, а к понятиям, суждениям, умозаключениям, которые называются формами логического мышления – это словесные высказывания, в которых отражаются обобщенные связи и отношения явлений и предметов.

 

Выделяются следующие формы логического мышления:

Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (с Операция сравнения обеспечивает выявление сходства и различий между объектами свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов.

Для выделения признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно расчленить предмет на его составные части или признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей или признаков предмета в единое целое.

Суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или отношениях. Например: «Тело птицы покрыто перьями».

Умозаключение – форма мышления, позволяющая по определённым правилам вывода получить из одного или нескольких суждений заключение. Например: Суждение 1: «Растения засыхают без воды. Суждение 2:  «Роза – растение». Умозаключение: «Роза засохнет без воды».

Классификация – это распределение предметов по подгруппам. Она может производиться по существенным признакам (основная) и по несущественным.

В понятиях, суждениях и умозаключениях отражается реальная связь между явлениями окружающего мира. Их взаимосвязь создает целостную картину мира, которая закрепляется в виде знаний. Поэтому в воспитании и обучении ребенка следует учитывать закономерности развития мышления в соответствии с возрастными особенностями. Задержка в освоении отдельных этапов может существенно отразиться на успехах в школьном обучении.

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

1) нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

2) нарушены внимание и память;

3) недостаточно сформировано словесно - логической мышление.

Поскольку речь и мышление связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы.С. Выготский).   Дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Например, «На улице весна, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше». У детей наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать.

Дети с указанным нарушением могут отнести к мебели настольную лампу и телевизор, т. к. они стоят в комнате; некоторые с трудом решают простейшие математические задачи или не в состоянии отгадать даже несложные загадки (И. Т. Власенко).

Все перечисленные процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией, а совершенствование словесно - логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое не возможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения - т.е. основных операций мышления, а своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им последствия. У детей этого возраста наблюдается:

поверхностный, непоследовательный анализ проблем и

ситуаций;

неумение планировать;

трудности в синтезировании информации;

неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

затруднения в формулировании плана логической операции, её хода и результата.

Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях.

Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников. (Т. А. Ткаченко)

В основе методологического построения проекта лежат принципы:

системности;

комплексности;

принцип развивающего обучения (принимаются во внимание

«зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);

онтогенетический принцип;

общедидактические принципы: наглядность, доступность,

сознательность, индивидуальный подход ( Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина).

принцип интерактивности (проведение непосредственной

образовательной деятельности в интерактивной форме с использованием средств информационно – коммуникационных технологий);

Все принципы методологического построения проекта отражают современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Содержание проекта

Средства развития словесно – логического мышления

у старших дошкольников с ОНР (III уровня)

Важными средствами для развития словесно – логического мышления являются дидактические игры, логические задачи и упражнения. Используя их в системе можно добиться высоких результатов развития ребенка. Ведь чем раньше начать развивать и стимулировать словесно - логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
Роль игры – научить ребенка выполнять поставленную перед ним задачу, действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со сверстниками.

Занимательные игры, задачи и упражнения способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, для правильного решения поставленной задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такие игры и задачки содержат в себе некий «подвох» и для их решения необходимо понять, в чем хитрость.

Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности всегда вызывает интерес у детей.

 

 

Использование средств ИКТ в развитии словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня)

Неотъемлемой частью современного дошкольного образования является внедрение в педагогический процесс информационно – коммуникационных технологий. Использование компьютера в логопедической работе позволяет работать с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач по развитию словесно – логического мышления.

Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально - кинестетические условно - рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе развивается словесно – логическое мышление, формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью.

Все упражнения представлены в игровой форме.

Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально – возрастных особенностей детей. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 - 15 минут. Периодичность – один, два раза в неделю.

 

Диагностическое обследование

детей старшего дошкольного возраста с ОНР

по выявлению уровня развития словесно – логического мышления

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методик, которые основывались на критерии развития словесно – логического мышления (В.С. Мухина) у детей старшего дошкольного возраста:

у

мение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности

;

у

мение детей запоминать, воспроизводить усвоенный м

атериал,

доказывать, рассуждать;

умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

 

Для выявления уровня развития словесно – логического мышления у детей было подобрано ряд методик. Результаты заносятся в примерную таблицу регистрации уровня развития словесно – логического мышление у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня). (Приложение № 1)

Методика 1. Составление рассказа по картинке (Р.Р.Калинина).

Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления.

Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.

Инструкция: Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.

 

Методика 2. Последовательные картинки (Р.Р.Калинина).

Цель: определить уровень развития словесно-логического мышления с использованием серии сюжетных картинок. Материалы: наборы последовательных картинок.

Инструкция: У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.

Методика 3. «Найди лишний предмет»

Цель: определить уровень умения решать логические задачи с использованием всех операций мышления, умение выявлять смысловые связи между предметами разной сложности, которые опираются на скрытые свойства или признаки предметов и явлений.

Перед ребенком раскладываются картинки. Инструкция: «Перед тобой пять картинок. Тебе надо решить, какой предмет лишний на каждой картинке. Объясни, пожалуйста, почему ты так думаешь». При затруднении ребенка просят найти сходство и различия между предметами.

Задачи расположены по степени сложности связей между предметами: связь по ситуации, по функциям, по родам, по материалу, по причинно – следственным связям.

Методика 4. «Разложи по группам»

Цель: определить уровень умения ребенка обобщать.

Перед ребенком в случайном порядке раскладываются картинки. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и разложи их на группы. Объясни, почему ты так разложил. Каким словом можно назвать все предметы каждой группы? Постарайся разложить каждую группу на другие группы. Объясни, пожалуйста, почему ты так разделил? Каким словом можно назвать все предметы в этих группах? При затруднении необходимо помочь ребенку наводящими вопросами или указанием количеством групп. Можно сложить два предмета из одной группы, а дальше он сможет сам. Если подсказки не помогут, значит, операции мышления недостаточно сформированы, тогда надо методику использовать как развивающую игру.

Группы картинок, которые надо собрать:

1-я группа: пирамидка, скакалка, кукла, обруч, клюшка, кубики;

2-я группа: шкаф, диван, буфет, письменный стол, кресло, стул;

3-я группа: самолет, пароход, машина, вертолет, лодка, поезд;

4-я группа: курица, индюк, лебедь, утка, ласточка, дятел;

5-я группа: заяц, тигр, слон, корова, овца.

Критерии оценки уровня развития словесно – логического мышления:

Высокий уровень (3 балла): Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Решает 5 типов задач. Делит основные группы дважды па разным обобщающим признака, самостоятельно объясняет основание деления. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Рассказ составляет правильно, он состоит из распространенных предложений, на уточняющие вопросы ребенок отвечает.

Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень (2 балла): Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Решает 4 – 5 задач, 1 – 2 ошибки. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Рассказ составляет правильно, он состоит из 3 – 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень (1 балл): Ребенок владеет такими элементарными логическими операциями. Решает 2 – 3 типа задач, 3 – 4 ошибки. Нужна помощь взрослого, не может объяснить решение. Не все группы предметов может назвать обобщающими понятиями. Ребенок невнимателен, не усидчив. Не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Рассказ составлен не правильно, на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает. Словарный запас беден. Деление целого на части и наоборот выполняет только с помощью взрослого. Испытывает большие трудности самостоятельно делать заключения. Не может работать в паре, испытывает трудности в микрогруппе.

 

План реализации проекта

 

Игры и логические задачи используются учителем – логопедом как часть непосредственно образовательной деятельности. Закрепление игр происходит во второй половине дня.

Все игры, предлагаемые детям в проекте, построены в определенной схеме:

на первом этапе (сентябрь, октябрь)

идет знакомство детей с

правилами игры. Учитель – логопед дает образец правильного ответа, учит ребенка рассуждать и делать выводы

;

на втором этапе (ноябрь, декабрь

)

детям дается знакомый вариант игр и логических задач, который предполагает самостоятельное выполнение ими простых вариантов игры под руководством педагога, с обязательным анализом своего выбора, решения. Задания выбираются так, чтобы решение было очевидным

;

на третьем этапе (январь, февраль) д

етям дается средний вариант сл

ожности игр и логических задач. У

читель – логопед подбирает задания так, чтобы выделялись второстепенные признаки из одной категории предметов

;

на четвертом этапе (март, апрель)

для детей подбирается усложненный вариант игр и логических задач, требующих самостоятельного решения с опорой на прошлый опыт, на знания, умения, навыки ребенка. Разнообразие игр предполагает вариативность решения задач

;

на пятом этапе (май)

п

одбирается усложненный вариант игр и логических задач, требующих творческого самостоятельного решения и придумывания заданий, задач с предложенным картинным материалом

.

Интерактивная игра «Семицветик для Жени» может использоваться как часть непосредственно образовательной деятельности, в виде отдельных игр, а также как итоговая индивидуальная непосредственно образовательная деятельность в конце года.

 

План реализации проекта

 

Месяц

Игры, логические задачи

Краткие методические рекомендации

 

Ресурсы

Сентябрь

 

 

 

 

Диагностическое обследование

Методики на определение уровня развития словесно – логического мышления, карточки

 

 

Сентябрь

Октябрь

 

«Положи фрукты в вазу, а овощи на тарелку»; «Подумай и продолжи ряд»; «Найди лишний предмет»; «Подбери пары»; «Угадай, что было сначала, а что потом»; «Выставка картин», «Раскрась те картинки, которые относятся к осени»; «Нарисуй недостающие фигуру».

На данном этапе идет знакомство детей с правилами игры. Учитель – логопед дает образец правильного ответа, учит ребенка рассуждать и делать выводы.

 

 

 

Раздаточный материал, карточки, перфокарты, ИКТ

 

 

 

Ноябрь

Декабрь

 

«Сравни бусы и найди между ними отличия»; «Четвертый лишний»; «Положи продукты в сумку, а грибы в корзинку»; «Продолжи ряд»; « Найди нужный предмет»; «Подбери заплатку»; «Реши задачки».

 

 

 

 

На данном этапе детям дается знакомый вариант игр и логических задач, который предполагает самостоятельное выполнение ими простых вариантов игры под руководством педагога, с обязательным анализом своего выбора, решения. Задания выбираются так, чтобы решение было очевидным.

 

Карточки, демонстра-ционный материал, ИКТ

 

 

Январь

Февраль

 

«Дорисуй карман к платью»; «Найди предметы, которые притянет магнит»; «Назови одним словом»; «Назови части, которые составляют целое»; «Назови отличия и объясни их»; «Скажи наоборот»; «Составь сказку», «Подбери к схеме нужную картинку », «Узнай предмет».

Детям дается средний вариант сложности игр и логических задач –учитель – логопед подбирает задания так, чтобы выделялись второстепенные признаки из одной категории предметов.

Мультимедиа, раздаточный материал, иллюстрации, ИКТ

 

 

Март

Апрель

«Назови одним словом»; «Продолжи ряд»; «Раскрась те предметы, которые относятся к весне»; «Верно или неверно»; «Реши задачки»; «Расставь транспорт от самого медленного к быстрому», «Угадай к какой схеме относится слово»; «Найди лишние часы», «Найди дорогу Ивану – царевичу», «Назови Наташин день рождения».

На данном этом для детей подбирается усложненный вариант игр и логических задач, требующих самостоятельного решения с опорой на прошлый опыт, на знания, умения, навыки ребенка. Разнообразие игр предполагает вариативность решения задач.

Раздаточный материал, перфокарты,

Карточки, ИКТ

 

 

Май

 

«Составь слово из звуков и придумай предложение»; «Прочитай слова и найди лишнее»; «Найди пару»; «Придумай задания для Незнайки» «Сколько геометрических фигур в Петрушке», «Дорисуй в пустых квадратах недостающий фигуру, придумай такое – же задание», «Найди лишнюю карточку», «Семицветик для Жени».

Подбирается усложненный вариант игр и логических задач, требующих творческого самостоятельного решения и придумывания заданий, задач с предложенным картинным материалом.

Раздаточный, демонстрацион-ный материал, карточки, перфокарты, ИКТ

 

 

Заключение

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительных действий взрослых. Начинать развитие логического мышления следует значительно раньше.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами словесно - логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данном проекте показано, как через специальные игры и упражнения, можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

В конце учебного года будет проведено мониторинговое исследование с целью выявления эффективности разработанной системы мероприятий по развитию словесно – логического мышления у детей подготовительной к школе группы с ОНР (III уровня).

Планируется: разработка серии игр с использованием инновационно–коммуникационных технологий, с дальнейшим пополнением материально–технического обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Ануфриев А.Ф. Психологический анализ: Система основных понятий. - М.: "Альфа", 1995.

2.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике-СПБ: Питер, 1999.

3. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи.-М., 1990.

4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Общее недоразвитие речи.-М., 1996

6. Лурия А.Р. Язык и мышление.-М., 1979.

7. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи /Ред. Сост. С.А. Миронова.-М., 1987.

8. Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие.-М., 1987.

9. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.. 1984.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М., 1991.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1993 Ч I,II.

12. Хомский Н. Язык и мышление. - М., 1972.

13. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.

 

Интернет ресурсы:

www.pedlib.ru

festival@1september.ru  

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Примерная таблица регистрации результатов диагностики словесно – логического мышления:

 

Ф. И. ребенка

Название

методики

Коли-чество ошибок

Особенности поведения

(самостоятельность, активность, эмоции, движения)

Уровень логического мышления

(высокий, средний, низкий)

Об-щий

балл

 

 

 

 

н. г.

с. г.

к. г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×