Авторская программа по хореографии. Автор: Авторская программа по хореографии ☼. Работа №123652
Пояснительная записка
Рабочая программа по хореографии разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСТ) нового поколения начального общего образования. Содержание направлено на формирование общей культуры воспитанников, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации воспитательной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Программа предусматривает обучение танцевальному искусству в объеме 6 часов в неделю.
В течение года может иметь место корректировка рабочей программы.
В последнее время наблюдается возрастание потребности в одаренных, творчески настроенных педагогах, которые не только глубоко понимают педагогические задачи искусства в обществе, но и владеют необходимыми навыками работы с творческим коллективом, без чего невозможно дальнейшее развитие такой востребованной области художественного образования, как область хореографического искусства.
Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов к подготовке хореографических коллективов. К традиционным методам подготовки мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивания танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии, педагогические аспекты творческой деятельности, этнопедагогический подход к обучению, методы развития межличностного общения в коллективе.
В то же время такая востребованная область педагогики искусства, какой является творческая деятельность хореографических коллективов и, особенно, педагогические условия, сформированные на основе взаимодействия традиционных и инновационных методов, необходимых для успешной работы педагога-хореографа, пока еще не стали предметом специального научного исследования.
В данной программе я обратилась к двум группам педагогических теорий, на которых строится планирование педагога хореографического коллектива.
К первой группе относятся традиционные теории, к которым можно отнести изучение теории и истории хореографического искусства, а также теоретических основ хореографии. Важную роль играют также теории освоения техники, стиля, манеры исполнения основных элементов различных видов танца: народно-сценического, классического, историко-бытового, спортивного бального. Помимо практических занятий, проводятся теоретические: на занятиях «беседы о хореографическом искусстве» воспитанники знакомятся с историей возникновения танца и с основными хореографическими понятиями и терминами.
Вторую группу представляют инновационные теории, основанные на современном педагогическом подходе. В планировании своей деятельности мною были введены занятия по основам сценического искусства, сценического макияжа и актерского мастерства.
Цель деятельности хореографического коллектива: выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей поверхностными знаниями по хореографии, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном развитии общества. Для реализации данной цели необходимы следующие задачи:
Задачи реализации программы хореографического коллектива:
Формирование физически здоровой личности;
развитие творческих способностей воспитанников;
формирование у детей общечеловеческих норм морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, толерантности);
воспитание активной жизненной позиции;
воспитание культуры общения.
Курс не ставит своей задачей воспитывать профессиональных танцоров, однако дает возможность раскрыть и на хорошем уровне развивать танцевальные способности воспитанников.
Организационные условия реализации программы.
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами:
принцип системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении);
принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у воспитанников склонностей и способностей по различным направлениям);
принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников);
принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу)
принцип междисциплинарной интеграции
(уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
принцип креативности
(предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности)
.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области хореографического искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом, даются основные базовые движения хореографии. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Я добиваюсь того, чтобы все участники пытались максимально точно выполнить задание.
На индивидуальных занятиях работа проводится с детьми в количестве от 1 до 2 человек.
Ожидаемые результаты
В области предметных результатов:
Знать основы различных стилевых систем танца;
Воспроизводить ритмический рисунок;
Концентрировать внимание;
Иметь запас танцевальных движений и уметь с их помощью передавать характер музыки.
В области места предметных результатов:
Иметь представления о различных направлениях хореографии;
Знать о нормах поведения на сцене и в зрительном зале;
Иметь навыки общения контактности и доброжелательности при решении творческих задач;
Иметь интерес к культурным традициям и мероприятиям.
В области личностных результатов:
Самостоятельно ориентироваться в мире танцевальной эстетики;
Позитивно оценивать свои танцевальные способности и навыки;
Быть ориентированным на успех.
Материально-техническое обеспечение
Музыкальный центр;
Музыкальная фонотека;
МД и С
Д–
диски;
Костюмы.
Рекомендации по проведению занятий
Формы:
обучающее занятие;
т
ренировочное занятие;
коллективно – творческое занятие;
контрольное занятие;
индивидуальное занятие;
беседы по истории танца;
музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры).
Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях хореографией, находят широкое применение на других занятиях и даже на уроках в школе.
Методы:
словесный
(объяснение, замечание);
наглядный (личный показ педагога);
практический
(выполнение движений).
Способы обучения:
Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (
ритмические упражнения
, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.
При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.
Любое задание, которое предлагается выполнить учащимися, должно соответствовать степени подготовленности к нему.
Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков.
Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать
одно и тоже
движение, танец, долго объяснять, пытаясь научить всему сразу.
На занятии следует закрепить все навыки, которые вырабатывались раннее, повторить пройденные движения и фигуры.
Основные дидактические правила:
От лёгкого – к
трудному
.
От простого - к сложному.
От
известного
– к неизвестному.
Учитывать физическую подготовленность воспитанников.
Не допускать чрезмерной нагрузки.
Использовать элементы тренажа в соответствии с возможностями своего коллектива.
Структура занятий:
Подготовительная часть (разминка)
Основная часть (разучивание нового материала)
Заключительная часть (закрепление выученного материала)
Прогнозируемые результаты
Занятия хореографией содержат богатые возможности для формирования воспитательных навыков воспитанников, что создает основу для целостного развития личности.
К концу года воспитанники должны:
Уметь двигаться в такт музыке;
Иметь навыки актерской выразительности;
Уметь технически грамотно исполнять фигуры программных танцев;
Знать позиции рук и ног;
Танцевать все основные виды танцев, предложенные программой, с определенной степенью легкости и автоматизма.
Для проверки умений и знаний воспитанников коллектив «Ритм» принимает участие в международных, областных, всероссийских, межрегиональных конкурсах творческого мастерства.
Список литературы
1. ФГОС второго поколения
2. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России»
3. «Примерная программа воспитания и социализация воспитанников»
4. Ваганова А. Основы классического танца.- Изд. 5-е. - Л., 1980, с.95-147
5. Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1977, с.7-15
6. Володина О. Самоучитель клубных танцев. – Ростов-на-Дону, 2005, с.4-154
7. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребёнка. - М.,1976, с.3-16
8. Вербицкая А. Основы сценического движения. – М., 1983, с.5-13
9. Полятков С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, 2005., с. 5-65
10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М., 2003.
11. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах// Боголюбская М.С.-1982.
12. Танцы в начальной школе//Роот З.Я.-2006.
Интернет – источники
1.http://ballett.ru/cont/first.
2.http//:www.missfit.ru