статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО". Автор: Плюхина Ольга Александровна. Работа №124380
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО
Плюхина О.А., мастер производственного обучения
БПОУ ОО «СПК» в г.Омске
(Россия, г.Омск)
В настоящее время в системе профессиональной подготовки специалиста большое внимание уделяется практической направленности. В стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года сказано, что «задачи развития железнодорожного транспорта будут решены за счет обеспечения достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов» [1]. Основными мероприятиями в этом вопросе являются профессионально подготовленные рабочие массовых профессий на железной дороге, подготовка специалистов широкого профиля и развитие у персонала железнодорожного транспорта высокого уровня компетенции.
Понятие «компетенция» - это "профессионализм", "квалификация", "профессиональная культура и образованность". Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией сложившейся на рабочем месте.
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в профессиональной области».
Уровень и качество профессиональной подготовки будущего специалиста возможно, если наряду с усвоением определенного багажа знаний, умений и навыков, он будет уметь их самостоятельно применять и совершенствовать. Предприятия железнодорожного транспорта испытывают потребность в специалистах нового типа, способных в полной мере реализовать свой потенциал, умеющих работать и быстро реагировать на изменения технического и технологического процессов.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности специалистов, какой – либо профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность специалиста железнодорожного транспорта может рассматриваться как система, интегрирующая в своем составе взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. В связи с этим выделим технические (знания и умения работы с оборудованием, развитие логического мышления, умение излагать свои технологические решения), психологические (уверенность, общение с людьми, решительность, коммуникабельность, креативность) требования к работнику.
В ФГОС третьего поколения реализован принципиально новый подход разработанный на модульно-компетентностной основе. Речь идет об обучении конкретному виду профессиональной деятельности. При этом теоретическую часть студент осваивает при изучении междисциплинарного курса, и по любому профессиональному модулю обязательной является учебная и производственная практики.
Модульное обучение осуществляется при помощи комплексного освоения умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение соответствующего вида деятельности [2]. В процессе модульного обучения, основанного на компетенциях, ни в коей мере не снижается роль знаний. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения. Каждый учебный модуль, с одной стороны, относительно автономен, с другой, взаимосвязан с предыдущим и последующим модулями и завершается производственной практикой студента.
Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины, а так же учебной и производственной практик. Профессиональная компетентность специалиста железнодорожного транспорта складывается из общих компетенций и профессиональных, которые в свою очередь зависят от уровня освоения каждой компетенции в отдельности.
Организацию целостного подхода к формированию профессиональной компетенции обучающего покажем на примере профессии 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте». Профессиональный цикл обучения по данной профессии состоит из четырех модулей: ПМ.01 Выполнение работ оператора по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте; ПМ.02 Выполнение работ кассира билетного; ПМ.03 Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового); ПМ.04 Выполнение работ приёмосдатчика груза и багажа.
По каждому модулю имеются требования к результатам освоения программы подготовки по данной профессии:
Выпускник должен
обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
2.1. Выполнение работ оператора по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте.
ПК 1.1. Регистрировать и кодировать перевозочные и проездные документы с помощью видеотерминалов и компьютеров.
ПК 1.2. Проверять правильность расчетов за перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа.
ПК 1.3. Готовить и отправлять информацию на станции, в информационно-вычислительные центры, финансовую службу управления железных дорог, отделения банка, составлять отчеты.
2.2. Выполнение работ кассира билетного.
ПК 2.1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте.
ПК 2.2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги.
ПК 2.3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчетности в установленном порядке.
2.3. Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового).
ПК 3.1. Проводить расчеты с клиентами за оказание услуг, начислять сборы и штрафные платежи.
ПК 3.2. Проводить операции по приему, учету и хранению денежных сумм и бланков строгого учета, оформлять страхование грузов.
2.4. Выполнение работ приемосдатчика груза и багажа.
ПК 4.1. Контролировать выполнение технических требований и требований охраны труда при погрузке и выгрузке груза и багажа на станциях.
ПК 4.2. Проверять правильность размещения и крепления грузов в соответствии с техническими условиями для обеспечения сохранности грузов и безопасности движения.
ПК 4.3. Оформлять сопроводительные документы.
По окончанию изучения каждого модуля проводится квалификационный экзамен, на котором студент показывает уровень знаний, умений и навыков в железнодорожной отрасли; опыт практической деятельности, а так же личностные качества. Условием положительной аттестации по профессиональному модулю является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен». При отрицательном заключении хотя бы по одной из ПК принимается решение: «вид профессиональной деятельности не освоен». Как мы видим, что основной акцент поставлен на освоение профессиональных компетенций, т.е обучение студентов осуществляется с опорой на практические формы подготовки при помощи учебной и производственной практик, которые служат одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов. С помощью практики происходит знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии. Контроль и оценка результатов освоения программ учебной и производственной практик осуществляется мастером производственного обучения или преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения студентами учебно-производственных заданий. Производственная практика проводиться в организациях ОАО «РЖД» (грузовые и пассажирские станции).
Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Список использованных источников:
1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Правительство Российской Федерации № 877– р от 17.06.2008.
2. Сайт журнала «Профессиональное образование. Сталица»: http://e-profobr.ru