Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО". Автор: Плюхина Ольга Александровна. Работа №124380

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Педагог. Педагогика.
Описание:
Профессиональная компетентность специалиста железнодорожного транспорта может рассматриваться как система, интегрирующая в своем составе взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. В связи с этим выделим технические (знания и умения работы с оборудованием, развитие логического мышления, умение излагать свои технологические решения), психологические (уверенность, общение с людьми, решительность, коммуникабельность, креативность) требования к работнику.
Работа:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГО

 

Плюхина О.А., мастер производственного обучения

БПОУ ОО «СПК» в г.Омске

(Россия, гмск)

В настоящее время в системе профессиональной подготовки специалиста большое внимание уделяется практической направленности. В стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года сказано, что «задачи развития железнодорожного транспорта будут решены за счет обеспечения достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов» [1]. Основными мероприятиями в этом вопросе являются профессионально подготовленные рабочие массовых профессий на железной дороге, подготовка специалистов широкого профиля и развитие у персонала железнодорожного транспорта высокого уровня компетенции.

Понятие «компетенция» - это "профессионализм", "квалификация", "профессиональная культура и образованность". Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией сложившейся на рабочем месте.

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в профессиональной области».

Уровень и качество профессиональной подготовки будущего специалиста возможно, если наряду с усвоением определенного багажа знаний, умений и навыков, он будет уметь их самостоятельно применять и совершенствовать. Предприятия железнодорожного транспорта испытывают потребность в специалистах нового типа, способных в полной мере реализовать свой потенциал, умеющих работать и быстро реагировать на изменения технического и технологического процессов.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности специалистов, какой – либо профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность специалиста железнодорожного транспорта может рассматриваться как система, интегрирующая в своем составе взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. В связи с этим выделим технические (знания и умения работы с оборудованием, развитие логического мышления, умение излагать свои технологические решения), психологические (уверенность, общение с людьми, решительность, коммуникабельность, креативность) требования к работнику.

В ФГОС третьего поколения реализован принципиально новый подход разработанный на модульно-компетентностной основе. Речь идет об обучении конкретному виду профессиональной деятельности. При этом теоретическую часть студент осваивает при изучении междисциплинарного курса, и по любому профессиональному модулю обязательной является учебная и производственная практики.

Модульное обучение осуществляется при помощи комплексного освоения умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение соответствующего вида деятельности [2]. В процессе модульного обучения, основанного на компетенциях, ни в коей мере не снижается роль знаний. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения. Каждый учебный модуль, с одной стороны, относительно автономен, с другой, взаимосвязан с предыдущим и последующим модулями и завершается производственной практикой студента.

Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины, а так же учебной и производственной практик. Профессиональная компетентность специалиста железнодорожного транспорта складывается из общих компетенций и профессиональных, которые в свою очередь зависят от уровня освоения каждой компетенции в отдельности.

Организацию целостного подхода к формированию профессиональной компетенции обучающего покажем на примере профессии 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте». Профессиональный цикл обучения по данной профессии состоит из четырех модулей: ПМ.01 Выполнение работ оператора по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте; ПМ.02 Выполнение работ кассира билетного; ПМ.03 Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового); ПМ.04 Выполнение работ приёмосдатчика груза и багажа.

По каждому модулю имеются требования к результатам освоения программы подготовки по данной профессии:

Выпускник должен

обладать общими компетенциями,

включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

2.1. Выполнение работ оператора по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

ПК 1.1. Регистрировать и кодировать перевозочные и проездные документы с помощью видеотерминалов и компьютеров.

ПК 1.2. Проверять правильность расчетов за перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа.

ПК 1.3. Готовить и отправлять информацию на станции, в информационно-вычислительные центры, финансовую службу управления железных дорог, отделения банка, составлять отчеты.

2.2. Выполнение работ кассира билетного.

ПК 2.1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте.

ПК 2.2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги.

ПК 2.3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчетности в установленном порядке.

2.3. Выполнение работ кассира багажного, товарного (грузового).

ПК 3.1. Проводить расчеты с клиентами за оказание услуг, начислять сборы и штрафные платежи.

ПК 3.2. Проводить операции по приему, учету и хранению денежных сумм и бланков строгого учета, оформлять страхование грузов.

2.4. Выполнение работ приемосдатчика груза и багажа.

ПК 4.1. Контролировать выполнение технических требований и требований охраны труда при погрузке и выгрузке груза и багажа на станциях.

ПК 4.2. Проверять правильность размещения и крепления грузов в соответствии с техническими условиями для обеспечения сохранности грузов и безопасности движения.

ПК 4.3. Оформлять сопроводительные документы.

По окончанию изучения каждого модуля проводится квалификационный экзамен, на котором студент показывает уровень знаний, умений и навыков в железнодорожной отрасли; опыт практической деятельности, а так же личностные качества. Условием положительной аттестации по профессиональному модулю является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен». При отрицательном заключении хотя бы по одной из ПК принимается решение: «вид профессиональной деятельности не освоен». Как мы видим, что основной акцент поставлен на освоение профессиональных компетенций, т обучение студентов осуществляется с опорой на практические формы подготовки при помощи учебной и производственной практик, которые служат одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов. С помощью практики происходит знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков рабочей профессии. Контроль и оценка результатов освоения программ учебной и производственной практик осуществляется мастером производственного обучения или преподавателем профессионального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения студентами учебно-производственных заданий. Производственная практика проводиться в организациях ОАО «РЖД» (грузовые и пассажирские станции).

Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

 

Список использованных источников:

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Правительство Российской Федерации № 877– р от 17.06.2008.

2. Сайт журнала «Профессиональное образование. Сталица»: http://e-profobr.ru

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X