Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Использование методов системно-деятельностного подхода в преподавании химии и биологии. Автор: Кильдюшова Анна Юрьевна. Работа №124582

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
конкурс работников образования
Описание:
Качеством образования в современных условиях становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника. Именно эту задачу ежедневно решает современный учитель.
Работа:

Слайд 2

Тема моего методического семинара:

«Использование методов системно-деятельностного подхода

в преподавании биологии»

Качеством образования в современных условиях становится уровень успешности и социализации ребёнка и выпускника. Именно эту задачу ежедневно решает современный учитель.

Слайд 3

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу...», так говорил Ричард Олдингтон.

Слайд 4

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века сформулированы 4 столпа, на которых основывается образование:

Учиться знать

, что подразумевает, что

обучающийся

ежедневно конструирует свое собственное знание

.

Учиться делать

, то есть на практике применять изученное.

Учиться жить вместе

, то есть быть толерантными

.

Учиться быть

, т

о есть развивать свой потенциа

л

.

По сути, это и есть глобальные компетентности.

А формируются они, прежде всего, благодаря системно-деятельностному подходу, который базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту, индивидуальным особенностям. Результатом его применения является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Слайд 5

Понятие системно-деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 году. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

В чём же сущность деятельностного подхода? Слайд 6

 

Как гласит китайская мудрость «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Формы и методы системно-деятельностного подхода пред вами, на слайде: Слайд 7

опорны

е

конспект

ы

м

икрозачеты

д

иктанты как форма проверки знаний и накопления оценок

л

абораторный практикум

и

ндивидуальногрупповая

деятельность

м

озговой штурм

к

ластер

и

сследовательская и проектная деятельность

к

онтроль –

самоконтроль, взаимоконтроль учеников

о

ценивание

о

существление коррекции собственной деятельности

Важное место в изучении биологии занимают уроки-практикумы.

Эта форма организации обучения предусматривает самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ. Слайд 8

Уроки-практикумы делятся:

по форме организации деятельности учащихся

выделяют: фронтальную, групповую (звеньевую) и индивидуальную лабораторные работы;

по содержанию

: лабораторные работы по биологии растений, биологии животных, биологии человека, общей биологии;

по источникам используемой биологической информации

на уроках выделяют лабораторные работы по изучению типичных животных, лабораторные работы с микроскопом, лабораторные работы с разнообразным раздаточным материалом;

по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся

:

репродуктивного, частично-поискового и исследовательского типа.

В чем же преимущество лабораторных работ? Оно заключается в использовании практических методов обучения для формирования новых знаний и практических умений.

Лабораторная работа имеет определённую структуру, с которой учащиеся начинают знакомиться с самого начала изучения предмета.

В 5 классе в разделе «Клеточное строение организмов» мы выполняем лабораторную работу  по теме «Строение растительной клетки». 

Слайд 9

Работу начинаем с анализа демонстративного материала. Прошу детей проанализировать представленные схемы, таблицы и ответить на вопрос «Из чего состоят все живые организмы?» (из клеток). Сама подвожу детей к выводу, что одни организмы состоят из одной клетки, например, бактерии или одноклеточные водоросли, а другие являются сложными многоклеточными. Слайд 10

И на этом этапе объявляю тему урока «Строение растительной клетки» и форму его проведения – лабораторная работа.

Вместе с детьми формулируем цель работы – знакомство со строением растительной клетки.

После этого дети приступают к пошаговому выполнению лабораторной работы в соответствии с инструкцией.

Слайд 11

Для каждой лабораторной работы всегда заранее подготовлены инструкции по выполнению. Заблаговременно я формирую рабочие пары, включающие: слабомотивированных и высокомотивированных учащихся. Высокомотивированные дети выступают в роли инструктора, который по ходу выполнения работы повторяет правила работы с микроскопом и главные части клетки для себя и для второго обучающегося, и он же фиксирует затруднения, к которым мы возвращаемся в конце урока.

Ход работы:

1. Предметное стекло протрите салфеткой.

2. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

3. Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с внутренней стороны сочной чешуи луковицы. Положите кусочек кожицы в слабый раствор йода, осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

4. Рассмотрите приготовленный вами микропрепарат. Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на микропрепарате, где лучше всего видны клетки.

5. Рассмотрите клетки кожицы чешуи лука. Найдите оболочку, цитоплазму и ядро клетки.

Слайд 12

Лабораторные работы с использованием микроскопа вызывают у детей особый интерес. Относительно недавно я тоже училась в школе и живо и ярко помню свои лабораторные работы, думаю также как и вы. Дети самостоятельно изготавливают микропрепарат кожицы лука и размещают его на предметном столике.

Слайд 13

Далее учащиеся зарисовывают растительную клетку в тетради, обозначают ее части и записывают вывод по результатам исследования лабораторной работы, все под руководством ребенка-инструктора: все организмы состоят из клеток, а растительная клетка состоит ....

Слайд 14

Таким образом, лабораторные работы помогают учителю реализовать системно-деятельностный подход в обучении:

помогают учителю реализовать системно-

деят

ельностный

подход в обучении;

формировать предметные и

метапредметные

универсальные учебные действия

;

разнообразить учебный процесс

;

корректировать

учащимся

свои

де

йствия

;

переводить её в знаково-символьную форму, заносить данные в карт

ы

,

таблицы, схемы

;

делать выводы

.

Слайд 15

Ученик из пассивного зрителя, превращается в активного участника образовательной деятельности. что в значительной мере способствует более глубокому осмыслению и усвоению материала, формирует умение самостоятельно получать знания и делать обобщения.

Лабораторная работа «Строение растительной клетки» - один из примеров использования системно-деятельностного подхода в преподавании биологии, который:

Слайд 16

открывает возможности формирования жизненного опыта ученика, стимулирует его творчество и самостоятельность

, потребность в самореализации и самовыражении;

выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир

;

реализует принцип сотрудничества обучающихся и взрослых;

ведёт учеников по ступенькам роста личности;

вызывает интерес к предмету;

учит общаться, развиваться интеллектуально.

Системно-деятельный подхода ориентирует детей на организацию самостоятельной познавательной деятельности, что является необходимым условием успешности обучения. Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки с использованием системно-деятельного подхода помогут научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, правильно оценить свои интересы и способности.

Мне посчастливилось, что мой предмет изучает и животный и растительный мир. И на память о сегодняшнем мероприятии хотелось бы вручить Вам символ мудрости из мира фауны- сову!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×