Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Рабочая программа "Юные мыслители". Автор: Жильцова Марина Викторовна. Работа №124591

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
конкурс работников образования
Описание:
Программа направлена на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

 

 

 

 

 

 

 

ЮНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ

Рабочая программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель: Жильцова М. В. Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа направлена на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендована воспитателям групп старшего возраста дошкольных образовательных учреждений для организации воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………4

Учебно-тематический план………………………………………………..7

Содержание программы…………………………………………………...8

Критерии уровня развития логического мышления у детей старшего

дошкольного возраста……………………………………………………..11

Методическое обеспечение………………………………………………..12

Список литературы…………………………………………………………13

 

 

 


Пояснительная записка

Вследствие технического прогресса, происходящего в жизни общества, процесс развития человека постепенно становится более компьютеризированным. Компьютерная техника завоевывает практически все сферы общественной жизни: науку, промышленность, образование и т.д. Поэтому все более необходимым представляется использование знаковой системы в школьном обучении детей.

     Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.

     Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.

    Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

    В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

 

Программа «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

 

Курс кружковых занятий легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения.

 

Цель программы: развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Задачи:

р

азвивать детскую самостоятельность

и

детскую инициативу, воспитывать

у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

р

азвивать познавательную активность, познавательную мотивацию

, интеллектуальные способности

детей.

о

богащать опыт

самопознания дошкольников.

ф

ормировать готовность

к школьному обучению.

р

азвивать приёмы

мыслительной

активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение

.

Факультативные занятия проводятся один раз в две недели (19 занятий), продолжительность занятия - 30 минут.

Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.

 

Разделы программы:

«Логические задачки»

«

Задачки на смекалку геометрического характера

»

«Математические развлечения»

Работа ведётся в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.

При реализации программы применяются следующие приёмы:

рассмат

ривание таблиц с графическими изображениями фигур

;

разгадывание загадок

;

проблемные ситуации

;

показ воспитателя;

беседа;

рассказ;

творческие задания;

пальчиковые игры;

логические задачки

.

экспериментирование;

Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанники будут:

уметь

анализировать предметы

, используя зрительное тактильное и слуховое восприятие;

умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях;

умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; умение выражать свои чувства и представление о мире различными способами;

 

З

нать

приёмы решения задач

;

способы

пристроения

, присоединения одной фигуры к другой

;

последовательность выполнения заданий;

иметь

представление о придумывание и составлении простых логических зада

ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно - тематический план

 

№ п/п

Раздел. Тема.

Всего часов

Из них:

 

 

 

Теор.

Практ.

Контроль

1.

Раздел 1. Логические задачки

6

 

6

1

1.1

«Мой любимый детский сад»

1

 

1

 

1.2

«Овощные истории»

1

 

1

 

1.3

«Осенние чудеса»

1

 

 

 

1.4

«Одежда»

1

 

1

 

1.5

«Животные рядом с нами»

1

 

1

 

1.6

«Всё что нас окружает»

 

1

 

1

1

квн

2

Раздел 2. «Задачки на смекалку геометрического характера»

6

 

6

1

2.1

«Раз ступенька, два ступенька»

1

 

1

 

2.2

«Волшебное превращение»

1

 

1

 

2..3

«Архитекторы»

1

 

1

 

2.4

«Стрелочка»

1

 

1

 

2.5

«Лампа»

1

 

1

 

2.6

«Фонарик из счётных полочек»

1

 

1

1

Интеллектуальная игра

3

«Математические развлечения»

6

 

6

1

3.1

«Знакомство с игрой Танграм»

1

 

1

 

3.2

«Четырёхугольники из Танграм»

1

 

1

 

3.3

«Составление фигуры- силуэта зайца»

1

 

1

 

3.4

«Знакомство с игрой Колумбово яйцо»

1

 

1

 

3.5

«Знакомство с Вьетнамской игрой»

1

 

1

 

3.6

«Путешествие встряну Чудес»

1

 

1

1

Развлечение

 

Итого:

19

 

19

3

 

 

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1 Логические задачки

Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

Занятие «

Мой любимый детский сад

»

Организационный момент «Посмотри и ответь»; Игровое упражнение «Что произойдёт дальше»; Лабиринт «Помоги Серёже добраться до конфеты»; Упражнение «Найди отличие»

Занятие «Овощные истории»

Организационный момент «Подумай и ответь»; Упражнение «Путаница»; Лабиринт «Морковка для зайца»; Упражнение «Какой овощ следующий»

1.3 Занятие «Осенние чудеса»

Игра «Четвёртый лишний»; Упражнение «Настина комната»; Лабиринт

«Паутина»; Упражнение «Соедини цифры по порядку»

1.4 Занятие «Одежда»

Организационный момент «Закончи рассуждения»; Упражнение «Найди фигуры»; Логическая задача «Найди отличие»; Лабиринт «Помоги

Даши»

1.5 Занятие «Животные рядом с нами»

Словесная игра «Отвечай быстро»; Лабиринт «Кошки мышки»;

Упражнение «Обведи одинаковых кошек»; Раскрась геометрические фигуры»

1.6 Занятие «Всё что нас окружает»

Организационный момент «Один много»; Упражнение «Путаница»

Лабиринт «Помоги Буратино»; Упражнение «Дорисуй не достающий

предмет»

РАЗДЕЛ 2 «Задачки на смекалку геометрического характера»

Включает в себя задачки на смекалку геометрического характера, в ходе решения, как правило идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие и изменения их количества. В процессе решения каждой новой задачи у ребёнка активно развивается умственная деятельность, стремление достичь конечной цели- видоизменить или построить пространственную фигуру.

 

2.1 Занятие « Раз ступенька, два ступенька» направлено на умение решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.

Организационный момент «Расставь полоски в убывающем порядке по длине»; Упражнение «Измени фигуру»; Логическая задача «Лесенка»

2.2 Занятие «Волшебное превращение» направлено на умение осуществлять целенаправленные пробы, ограничивать количество практических проб за счёт обдумывания хода решения, догадки.

Организационный момент «Какая дорожка самая короткая»; Словесная игра «Исправь ошибку»; Логическая задача «Было пять, стало три»

2.3 Занятие «Архитекторы» направлено на умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путём целенаправленных поисковых действий.

Организационный момент «Бывает-не бывает»; Упражнение «Запретное движение»; Логическая задача «Переверни дом в другую сторону».

2.4 Занятие «Стрелочка» направлено на умение осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного практического плана, частичном мысленном решении задачи.

Организационный момент «Исправь предложение»; Упражнение «Найди закономерность»; Логическая задача «Из стрелки делаем четырёх угольники»

2.5 Занятие «Лампа» направлено на умение планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования, высказывать предложения.

Организационный момент «Один много»; Упражнение «Найди лишнею фигуру»; Логическая задачка «Из лампы сделать треугольники».

2.6 Занятие «Фонарь из счётных палочек» направлено на обучение решать задачи на основе мысленного анализа путём выдвижения гипотезы и проверки её.

Организационный момент «Какие суждения верные?»; Упражнение «Кто внимательный»; Логическая задача «Фонарик превращаем в треугольники».

РАЗДЕЛ 3 «Математические развлечения»

Раздел объединяет игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, домов, птиц, кораблей из специальных наборов

геометрических фигур. Направлен на развитие зрительного и мыслительного анализа у детей.

3.1 Занятие «Знакомство с игрой Танграм» направлено на умение сравнивать треугольники по размеру, составлении из них новых геометрических фигур.

Организационный момент «Найди лишнее слово»; Упражнение «Собери фигуры, не повторяющиеся по цвету»; Игра «Танграм».

3.2 Занятие «Четырёхугольники из Танграм» направлено на умение составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

Организационный момент «Составь предложение»; Упражнение «Найди четырёх угольники в паровозе»; Игра «Танграм».

3.3 Занятие «Составление фигуры- силуэта зайца» направлено на умение анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентироваться на образец.

Организационный момент «Скажи одним словом»; Упражнение «Кому какой подарок предназначен»; Игра «Танграм».

3.4 Занятие «Знакомство с игрой Колумбово яйцо» направлено на развитие сенсорных способностей, пространственных представлений, образного и логического мышления.

Организационный момент «Какая птица лишняя?»; Упражнение «Продолжи ряд»; Игра «Колумбово яйцо».

3.5 Занятие «Знакомство с Вьетнамской игрой» направлено на овладение практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления.

Организационный момент «Узнай по силуэту»; Упражнение «Кто из птиц летит выше других»; «Вьтнамская игра».

3.6 Занятие «Путешествие встряну Чудес» Организационный момент «Буратино попал в беду»; Лабиринт»; Загадки»; Игра «Подбери ключ к замку»; Игра «составь картинку»; Игра «Колумбово яйцо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Дети умеют:

выделять

самое существенное в предметах;

видеть соотношение их друг с

другом и соотношение их частей;

пользоваться различными схемами и планами;

рассуждать;

делать умозаключения в соответствии с законами логики.

 

- Высокий уровень – сформировано,

- Средний уровень – находится на стадии становления,

- Низкий уровень – не сформирован.

 

Дети знают:

приёмы решения задач

;

способы

пристроения

, присоединения одной фигуры к

другой; последовательность

выполнения заданий

 

- Высокий уровень –- сформировано,

-Средний уровень– находится на стадии становления,

- Низкий уровень – не сформирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

 

I. Учебно-методические пособия:

Специальная, методическая литература;

(См. список литературы)

Логика для детей 5 – 7 лет.

II. Материалы из опыта работы:

Дидактический материал:

Лабиринты,

Карточки с логическими заданиями,

Образцы фигур- силуэтов,

Таблицы с изображением фигур.

Наглядный материал:

Счётные палочки

,

Игра «

Танграм

»

,

Игра «

Колумбово

яйцо»

,

«Вьетнамская игра»,

Дидактическая игра

«

Внимание

»,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.

Линго

Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. -208 с.:

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачки для дошкольников: Кн.для воспитателя дет. Сада. -2-е изд.,

дораб

.-М.: Просвещение, 1990. С.: ил.-

lSBN

5-09-001638-0

Тихомирова Л.Ф.

Рзвитие

логического мышления детей.

Ярославаль

: «Академия развития», 1998-240 с.

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X