Рабочая программа "Юные мыслители". Автор: Жильцова Марина Викторовна. Работа №124591
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»
ЮНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ
Рабочая программа
Автор – составитель: Жильцова М. В. Воспитатель
Программа направлена на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Рекомендована воспитателям групп старшего возраста дошкольных образовательных учреждений для организации воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………4
Учебно-тематический план………………………………………………..7
Содержание программы…………………………………………………...8
Критерии уровня развития логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………..11
Методическое обеспечение………………………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………13
Пояснительная записка
Вследствие технического прогресса, происходящего в жизни общества, процесс развития человека постепенно становится более компьютеризированным. Компьютерная техника завоевывает практически все сферы общественной жизни: науку, промышленность, образование и т.д. Поэтому все более необходимым представляется использование знаковой системы в школьном обучении детей.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.
Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Программа «Юные мыслители» облегчит работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Курс кружковых занятий легко интегрируется в образовательный процесс и режим дня дошкольного учреждения.
Цель программы: развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества.
Задачи:
р
азвивать детскую самостоятельность
и
детскую инициативу, воспитывать
у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
р
азвивать познавательную активность, познавательную мотивацию
, интеллектуальные способности
детей.
о
богащать опыт
самопознания дошкольников.
ф
ормировать готовность
к школьному обучению.
р
азвивать приёмы
мыслительной
активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение
.
Факультативные занятия проводятся один раз в две недели (19 занятий), продолжительность занятия - 30 минут.
Программа занятий выстраивается по принципу, от простого к сложному.
Разделы программы:
«Логические задачки»
«
Задачки на смекалку геометрического характера
»
«Математические развлечения»
Работа ведётся в обозначенных направлениях и способствует углублению и расширению полученных умений и навыков.
При реализации программы применяются следующие приёмы:
рассмат
ривание таблиц с графическими изображениями фигур
;
разгадывание загадок
;
проблемные ситуации
;
показ воспитателя;
беседа;
рассказ;
творческие задания;
пальчиковые игры;
логические задачки
.
экспериментирование;
Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанники будут:
уметь
анализировать предметы
, используя зрительное тактильное и слуховое восприятие;
умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях;
умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики; умение выражать свои чувства и представление о мире различными способами;
З
нать
приёмы решения задач
;
способы
пристроения
, присоединения одной фигуры к другой
;
последовательность выполнения заданий;
иметь
представление о придумывание и составлении простых логических зада
ч.
Учебно - тематический план
№ п/п
Раздел. Тема.
Всего часов
Из них:
Теор.
Практ.
Контроль
1.
Раздел 1. Логические задачки
6
6
1
1.1
«Мой любимый детский сад»
1
1
1.2
«Овощные истории»
1
1
1.3
«Осенние чудеса»
1
1.4
«Одежда»
1
1
1.5
«Животные рядом с нами»
1
1
1.6
«Всё что нас окружает»
1
1
1
квн
2
Раздел 2. «Задачки на смекалку геометрического характера»
6
6
1
2.1
«Раз ступенька, два ступенька»
1
1
2.2
«Волшебное превращение»
1
1
2..3
«Архитекторы»
1
1
2.4
«Стрелочка»
1
1
2.5
«Лампа»
1
1
2.6
«Фонарик из счётных полочек»
1
1
1
Интеллектуальная игра
3
«Математические развлечения»
6
6
1
3.1
«Знакомство с игрой Танграм»
1
1
3.2
«Четырёхугольники из Танграм»
1
1
3.3
«Составление фигуры- силуэта зайца»
1
1
3.4
«Знакомство с игрой Колумбово яйцо»
1
1
3.5
«Знакомство с Вьетнамской игрой»
1
1
3.6
«Путешествие встряну Чудес»
1
1
1
Развлечение
Итого:
19
19
3
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1 Логические задачки
Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)
Занятие «
Мой любимый детский сад
»
Организационный момент «Посмотри и ответь»; Игровое упражнение «Что произойдёт дальше»; Лабиринт «Помоги Серёже добраться до конфеты»; Упражнение «Найди отличие»
Занятие «Овощные истории»
Организационный момент «Подумай и ответь»; Упражнение «Путаница»; Лабиринт «Морковка для зайца»; Упражнение «Какой овощ следующий»
1.3 Занятие «Осенние чудеса»
Игра «Четвёртый лишний»; Упражнение «Настина комната»; Лабиринт
«Паутина»; Упражнение «Соедини цифры по порядку»
1.4 Занятие «Одежда»
Организационный момент «Закончи рассуждения»; Упражнение «Найди фигуры»; Логическая задача «Найди отличие»; Лабиринт «Помоги
Даши»
1.5 Занятие «Животные рядом с нами»
Словесная игра «Отвечай быстро»; Лабиринт «Кошки мышки»;
Упражнение «Обведи одинаковых кошек»; Раскрась геометрические фигуры»
1.6 Занятие «Всё что нас окружает»
Организационный момент «Один много»; Упражнение «Путаница»
Лабиринт «Помоги Буратино»; Упражнение «Дорисуй не достающий
предмет»
РАЗДЕЛ 2 «Задачки на смекалку геометрического характера»
Включает в себя задачки на смекалку геометрического характера, в ходе решения, как правило идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие и изменения их количества. В процессе решения каждой новой задачи у ребёнка активно развивается умственная деятельность, стремление достичь конечной цели- видоизменить или построить пространственную фигуру.
2.1 Занятие « Раз ступенька, два ступенька» направлено на умение решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решения.
Организационный момент «Расставь полоски в убывающем порядке по длине»; Упражнение «Измени фигуру»; Логическая задача «Лесенка»
2.2 Занятие «Волшебное превращение» направлено на умение осуществлять целенаправленные пробы, ограничивать количество практических проб за счёт обдумывания хода решения, догадки.
Организационный момент «Какая дорожка самая короткая»; Словесная игра «Исправь ошибку»; Логическая задача «Было пять, стало три»
2.3 Занятие «Архитекторы» направлено на умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путём целенаправленных поисковых действий.
Организационный момент «Бывает-не бывает»; Упражнение «Запретное движение»; Логическая задача «Переверни дом в другую сторону».
2.4 Занятие «Стрелочка» направлено на умение осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного практического плана, частичном мысленном решении задачи.
Организационный момент «Исправь предложение»; Упражнение «Найди закономерность»; Логическая задача «Из стрелки делаем четырёх угольники»
2.5 Занятие «Лампа» направлено на умение планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования, высказывать предложения.
Организационный момент «Один много»; Упражнение «Найди лишнею фигуру»; Логическая задачка «Из лампы сделать треугольники».
2.6 Занятие «Фонарь из счётных палочек» направлено на обучение решать задачи на основе мысленного анализа путём выдвижения гипотезы и проверки её.
Организационный момент «Какие суждения верные?»; Упражнение «Кто внимательный»; Логическая задача «Фонарик превращаем в треугольники».
РАЗДЕЛ 3 «Математические развлечения»
Раздел объединяет игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, домов, птиц, кораблей из специальных наборов
геометрических фигур. Направлен на развитие зрительного и мыслительного анализа у детей.
3.1 Занятие «Знакомство с игрой Танграм» направлено на умение сравнивать треугольники по размеру, составлении из них новых геометрических фигур.
Организационный момент «Найди лишнее слово»; Упражнение «Собери фигуры, не повторяющиеся по цвету»; Игра «Танграм».
3.2 Занятие «Четырёхугольники из Танграм» направлено на умение составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.
Организационный момент «Составь предложение»; Упражнение «Найди четырёх угольники в паровозе»; Игра «Танграм».
3.3 Занятие «Составление фигуры- силуэта зайца» направлено на умение анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентироваться на образец.
Организационный момент «Скажи одним словом»; Упражнение «Кому какой подарок предназначен»; Игра «Танграм».
3.4 Занятие «Знакомство с игрой Колумбово яйцо» направлено на развитие сенсорных способностей, пространственных представлений, образного и логического мышления.
Организационный момент «Какая птица лишняя?»; Упражнение «Продолжи ряд»; Игра «Колумбово яйцо».
3.5 Занятие «Знакомство с Вьетнамской игрой» направлено на овладение практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления.
Организационный момент «Узнай по силуэту»; Упражнение «Кто из птиц летит выше других»; «Вьтнамская игра».
3.6 Занятие «Путешествие встряну Чудес» Организационный момент «Буратино попал в беду»; Лабиринт»; Загадки»; Игра «Подбери ключ к замку»; Игра «составь картинку»; Игра «Колумбово яйцо».
Критерии уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Дети умеют:
выделять
самое существенное в предметах;
видеть соотношение их друг с
другом и соотношение их частей;
пользоваться различными схемами и планами;
рассуждать;
делать умозаключения в соответствии с законами логики.
- Высокий уровень – сформировано,
- Средний уровень – находится на стадии становления,
- Низкий уровень – не сформирован.
Дети знают:
приёмы решения задач
;
способы
пристроения
, присоединения одной фигуры к
другой; последовательность
выполнения заданий
- Высокий уровень –- сформировано,
-Средний уровень– находится на стадии становления,
- Низкий уровень – не сформирован.
Методическое обеспечение
I. Учебно-методические пособия:
Специальная, методическая литература;
(См. список литературы)
Логика для детей 5 – 7 лет.
II. Материалы из опыта работы:
Дидактический материал:
Лабиринты,
Карточки с логическими заданиями,
Образцы фигур- силуэтов,
Таблицы с изображением фигур.
Наглядный материал:
Счётные палочки
,
Игра «
Танграм
»
,
Игра «
Колумбово
яйцо»
,
«Вьетнамская игра»,
Дидактическая игра
«
Внимание
»,
Список литературы
1. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
Линго
Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. -208 с.:
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачки для дошкольников: Кн.для воспитателя дет. Сада. -2-е изд.,
дораб
.-М.: Просвещение, 1990. С.: ил.-
lSBN
5-09-001638-0
Тихомирова Л.Ф.
Рзвитие
логического мышления детей.
Ярославаль
: «Академия развития», 1998-240 с.